03.12.2021
13.01.2022
Нарушения речи
отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности и
поведения, поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную
работу.
Особое значение
родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что они получают
возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых
умений и навыков не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном
речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, в библиотеку, то есть в
повседневной жизни.
Домашнее задание
ребёнок с родителями должен выполнять в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
При выполнении популярных компьютерных логопедических заданий необходимо
следить за временем пребывания ребёнка за компьютером: 7-10 минут, не более
трёх раз в неделю.
Выполнение всех заданий
обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к
восприятию школьной программы.
Задание
разбивается на три составляющих части:
1)
Индивидуальное задание по формированию
навыков звукопроизношения;
2)
Задание по закреплению
лексико-грамматических категорий родного языка;
3)
Задание по закреплению навыков звукового
анализа и синтеза и навыков чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).
Особенно важны задания
по формированию навыков звукопроизношения, при выполнении которых у ребёнка
вырабатывается самоконтроль за тем звуком, над которым идёт работа на
логопедических занятиях.
При выполнении заданий
по закреплению лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
родителям часто рекомендуются различные пособия на печатной основе (продаются в
книжных магазинах), которые позволяют разнообразить занятия и избавляют от
необходимости искать картинный материал.
Многие родители делают
ксерокопии карточек и используют их для повторения и закрепления материала (в
поезде, по дороге в отпуск; в летнее отпускное время). Эти карточки также
удобно использовать, если ребёнок болеет.
Дома родители могут
использовать видеозапись артикуляционных упражнений, выполняемых детьми с
учётом замечаний логопеда, и следить за выполнением упражнений более осознанно.
К тому же в отличие от тетрадей, которые необходимо принести в детский сад,
запись упражнений всегда остаётся дома.
Очень любят дети играть
в логопедическое домино.
Ребёнок должен
проговаривать речевой материал медленно, четко и утрированно, когда кладёт
нужную карточку. Важно следить за поставленным звуком в предложениях. Например,
«Я кладу три лошадки к одной лошадке и две ложки», «У меня нет ламп и полок. Я
иду на базар» (автоматизация звука [л]).
Только
тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению
речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному
школьному обучению.
Чтобы
чётко говорить, надо с пальцами дружить!
Уровень речевого
развития находиться в прямой зависимости от степени форсированности тонких
движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие
движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом
возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и
согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные
виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Освоив принцип плетения
из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания
цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Старшим дошкольникам
вполне доступны и простейшие приёмы плетения
макраме. Этот вид труда можно предложить для совместных занятий родителей и
детей.
Для развития
координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребёнок предварительно на листе бумаги нарисует
что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнёт делать наколки при
помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать
из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, то можно из
различных рисунков сделать картину-аппликацию, посвящённой одной теме.
Если пальчики ребёнка
действуют неуверенно, неловко – организуйте игры с прищепками. Прищепки могут крепиться к различным
поверхностям: краям круглой, овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты
игр могут быть самыми разнообразными. Например, «Ёжики», «Солнышки», «Ёлочка»,
«Бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и
становятся наиболее любимыми.
Обязательно нужно учить
детей вырезать ножницами. Игра на
вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство:
как бы не вырезал ребёнок, всё равно получиться узор, напоминающий снежинку или
звёздочку. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное
вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети
могут составлять композиции-аппликации.
В настоящее время
большую популярность имеет оригами.
И это не случайно. развивающий потенциал очень высок. На занятиях оригами
эффективно используются сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают
изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания
(провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются
осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием.
Задания по развитию
мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание
узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно
предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребёнка пластиковые
предметы, собирание разрезных картинок, разбор круп и т. д.
Для детей дошкольного
возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие, как штриховка в разных
направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи,
графические диктанты.
Рисование
различными материалами (ручкой, простым карандашом,
цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы
на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию
ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за
контуры изображённых предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Если
ребёнок не испытывает интереса, занятие лучше отложить или заменить другим. Не
перегружайте ребёнка, не стремитесь дать ему всё сразу! Много – не значит
хорошо! Не делайте всё через силу! Занятия должны приносить радость. Не
старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не
результат, а участие и приобретённый опыт (даже опыт неудач).
Всё зависит от вас и от
ваших фантазий.
У
вас всё получится!