Страничка воспитателя Родиной Елены Анатольевны
Я. Родина Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ детского сада № 402 считаю, что в жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Несмотря на то, что многие выпускники находят себя в областях не связанных с профессиональной направленностью, я хочу работать по своей специальности – «Педагогика». Это направление я выбрала неспроста – я очень долго искала то, чем мне действительно важно заниматься. Примером в выборе профессии послужила моя первая учительница. Её личный пример доброты, поддержки, отзывчивости сыграли свою роль в моём выборе. Я – считаю, что необходимо так организовывать свою педагогическую деятельность, чтобы привить качества дружбы детям. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом. Сегодня, в прогресс теле - коммуникаций, дети очень мало контактирую друг с другом. Ребенку порой интереснее побыть с сотовым телефоном или планшетом, нежели со своим сверстником. Слаженная работа вместе с родителями и понимание важности процессов воспитания являются одним из основных моментов успеха в любом деле. На моей страничке представлены материалы для детей, коллег и родителей.
Ребенок идет в детский сад. Ошибки родителей, признаки успешной адаптации и чек-лист
29.08.2024
Самые
распространенные ошибки
Факторы, которые могут затруднять адаптацию
и которые нужно по возможности не допускать или устранять.
1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий
вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.
2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу
на полный день).
3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала
прощания.
4. Неподготовленность ребенка к режиму.
5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.
6. Нет навыков самообслуживания у детей
от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).
7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг
темы детского садика.
8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет.
Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка
на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.
9. Повышенная нагрузка на нервную систему
в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые
кружки.
10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения
о нужности детского сада.
11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие
компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то
оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь
после детского сада.
12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно
взрослым).
13. Несерьезное отношение к адаптации,
непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).
14. Неготовность родителя к негативной реакции
ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при
прощании.
15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.
16. Какие-то негативные родительские установки
о садике.
Как понять, что адаптация закончилась благополучно
28.08.2024
Адаптация занимает
от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной
болезни, то адаптацию приходится начинать заново.
Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой
обстановке.
Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно
сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так
далее.
Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При
расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается
в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается
с мамой и идет к воспитателю, общается.
Как понять, что ребенок не может адаптироваться
27.08.2024
Ребенок ни с кем не общается,
не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе
не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
- Ребенок
ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет
даже пописать. Терпит до последнего.
- Ребенок
плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
- Длительный,
стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках
самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые
не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет
и не посещает садик).
Если случилось так, что прошло 1-3 месяца,
а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться
в причинах. Вам помогут следующие шаги.
1. Беседа с воспитателем и с садовским
психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как
проходит процесс адаптации.
2. Проективная диагностика. Игра в садик, рисование,
придумывание совместной сказки. Наблюдение (может, это реакция на одного
из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв,
восстановить организм).
Также обратите внимание на свои тревоги.
К чему нужно быть готовым.
Даже если все складывается более-менее
удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным,
но не совсем приятным вещам.
- Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.
В период адаптации проводите с ребенком больше времени.
- Короткий
по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь,
туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут
быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как
временное явление. Не заостряйте на этом внимание.
Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного
контакта, эмоционального общения.
- Страхи,
агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения
с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда
вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам
враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились,
как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой,
а минут 10-15 посидеть обнявшись.
Это все нормальные, временные явления,
которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам.
Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.
Резюме
Адаптация — способность организма
приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей.
Дети довольно гибкие.
Есть факторы, на которые вы можете
повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию
ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, —
минимизируйте их.
Период адаптации длится от 2 недель
до 3 месяцев.
Некоторые негативные явления в период
адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте
ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду.
Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.
И все сложится наилучшим образом! Чего
я вам всем и желаю!