Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В
групповых помещениях МБДОУ обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано
квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую
деятельность: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, медицинский работник.
При
организацииобразовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного
размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры,
мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты.
Дошкольное образование
детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими детьми. Коррекционная
работа и/или инклюзивное образование должно быть направлено на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ,
оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
- освоение детьми с ОВЗ программы, их разностороннее развитие с четом
возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
Коррекционная функция ДОУ– предполагает уделить особое внимание
работе по преодолению трудностей в процессе воспитания и обучения детей,
нуждающихся в коррекции имеющихся недостатков физического и психологического
развития.
С этой целью в нашем
детском саду была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, которая
включает:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов
(учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя,медицинского
персонала) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и
личностное развитие ребенка.
3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего,
календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
ПМПК, созданный в ДОУ, ставит своей целью создание целостной системы, обеспечивающей
оптимальные условия для развития детей, с учетом возрастных и
индивидуально-типологических особенностей, состояния соматического и
психического здоровья. В данной системе
взаимодействуютдиагностико-консультативное, коррекционно-развивающее и социальное
направления. Работа ПМПК основывается на строгом соблюдении международных и
российских законов о защите и развитии детей. ПМПК руководствуется Конституцией
РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека и
гражданина, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации».
Основные задачи и содержание работы:
1. Выявление уровня и
особенностей развития познавательной сферы (речи, памяти, внимания), изучение
эмоционально-волевого и личностного развития ребенка.
2. Разработка рекомендаций
воспитателям и педагогам для обеспечения дифференцированного подхода к детям.
3. Разработка и реализация
индивидуально-дифференцированных программ по развитию и оздоровлению детей.
4. Проведение
здоровьесберегающих мероприятий (оздоровительная гимнастика, закаливание,
психогимнастика, массаж, витамино-, фито - и кислородотерапия, релаксация)
5. Социальная диагностика
семьи. Выявление семей группы риска и работа с ними.
6. Осуществление
консультационной помощи родителям (законным представителям), воспитателям и
педагогам дополнительного образования.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ № 402 оборудовано 6 групповых
помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий,
объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В состав групповых ячеек входят:
раздевальная (приёмная), групповая (для проведения игр, занятий), буфетная (для
приёма пищи и мытья столовой посуды), спальня, туалетная, умывальная. Все
группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в
соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной
общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС ДО.
В групповой ячейке каждому ребенку
обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды и др.
Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная
верандой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с
возрастом.
Оборудование основных помещений
соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические
требования. В помещениях и на прогулочном участке в соответствии с возрастом
детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная
играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы
организовывается в виде хорошо разграниченных центров (центр природы, центр
книги, центр изобразительной деятельности, центр безопасности, центр
театрализованных игр, центр двигательных игр, центр сюжетно – ролевых игр,
центр конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих
материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать
интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня,а педагогу дает
возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей.
В каждой возрастной группе созданы
условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников
во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной,
познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким
образом предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими
интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг
другу.
С целью логопедического
коррекционно-развивающего воздействия в ДОУ функционируетлогопункт.
Деятельность, которого направлена на устранение речевых дефектов у детей
(совершенствование звуковой культуры развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия, формирование грамматического строя речи, обогащение
словарного запаса) а также на предупреждение возможных трудностей в
процессе школьного обучения (профилактика дисграфии, совершенствование
познавательных процессови обеспечение личностной готовности к обучению в
школе).
Работа с детьми:
Ø осуществление
диагностики речевого развития;
Ø определение и реализация
индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта;
Ø индивидуальные и
групповые занятия по коррекции звукопроизношения и развитию психологической
базы речи.
Работа с родителями:
Ø консультирование родителей,
по всем направлениям работы (формирование полноценной звуковой стороны речи,
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие
связной речи);
Ø участие в родительских
собраниях, информирование родителей о результатах психолого-педагогического
обследования детей;
Ø практические тренинги по
постановке и автоматизации звуков, по развитию мелкой моторики.
Работа с воспитателями:
Ø анализ работы
воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с особенностями
речевого развития отдельных детей;
Ø участие в педсоветах;
Ø разработка рекомендаций по работе с детьми – логопатами.
Ø проведение семинаров-практикумов для воспитателей.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения
коррекционной работы с детьми.
Оснащён логопедический кабинет: имеется
зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала для
индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские;
учебно-методические пособия.
Предназначен для проведения
диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных
занятий учителя-логопеда с детьми.
Музыкальный зал
Предназначен для решения задач
музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием:
мультимедийный программный комплект, электронное пианино, учебно-методическими
материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Методический кабинет
Это центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ
необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и
т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой группе детского сада созданы речевые уголки, включающие в себя:
Уголок развития речи: книжный уголок,речевой уголок «Учимся говорить
правильно» развивающие игры, наборы сюжетных и предметных картинок.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Театральные уголки с различными видами театров.
Настольные игры.
Сюжетно-ролевые игры для ознакомления с миром взрослых и профессиями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для полноценной
двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и
навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития
физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в
котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и
развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное
оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения
физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая
доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки,
скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком,
оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют
правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин.
Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим
особенностям детей, их возрасту.
На территории детского сада оборудована
спортивная площадка, на которой оборудованы прыжковая яма, две полосы
препятствий, волейбольная площадка с двумя волейбольными стойками, беговая
дорожка, бум.В каждой возрастной группе есть физкультурный уголок
соборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных
движений, атрибутами для подвижных и спортивных игр, коррекционных упражнений.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания,
используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности,
рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как
совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов,
обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в
оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на
следующие виды:
печатные- учебники, пособияи др.;
электронные- мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные- слайды, обучающие видеофильмы и т.д.;
наглядные плоскостные- плакаты, карты, настенные магнитные
доски и др.;
демонстрационные- муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные- спортивное оборудование.
Дети-инвалиды и дети с
ограниченными возможностями здоровья используют такие средства обучения, что и
остальные ребята детского сада: дидактические игры, демонстрационный и
раздаточный материал, игры для развития мелкой моторики и развития
эмоционально-волевой сферы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здания МБДОУ оборудованы входные группы пандусами
(вход №1, №2). Конструктивные особенности здания не предусматриваю наличие
подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), входная площадка имеет навес,
домофон при входе, отдельно звонок с табличкой брайля. Здание оснащено системой видеонаблюдения и
противопожарной сигнализации.
Доступ
к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету
обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица, наличие
кресл-колясок.
Территория
асфальтирована имеет твердое покрытие. На территории имеется стоянка для
автотранспортных средств инвалидов.
Специальные условия питания
В учреждении организовано
сбалансированноепитание в соответствии с примерным 20-дневным меню, в
соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическимиправилами и
нормативами.
В детском саду проводится коррекция питания для детей с аллергическими
реакциями, согласно заключения врача.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей в ДОУ
осуществляется персоналом ДГБ № 8 Медицинский блок состоит из: ØМедицинский кабинет. ØИзолятор. ØПроцедурный кабинет. Медицинский кабинет оснащен всем
необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим
требованиям. В образовательном учреждении с целью
охраныздоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: Øпроведение профилактических осмотров; Øмероприятия по обеспечению адаптации в
образовательном учреждении; Øосуществление систематического
медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их
заболеваемости; Øобеспечение контроля за
санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; Øосуществление контроля за физическим,
гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий; Øосуществление контроля за выполнением
санитарных норм и правил. В работе с детьми
используются здоровьесберегающие технологии: Ø Игровой массаж А.
Уманской-благоприятствует психоэмоциональной устойчивостии физическому здоровью,
повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Ø Офтальмотренаж –
направлен наснятиезрительного напряжения и сохранение зрения детей.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников
осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На официальном сайте
детского сада есть опция для людей с нарушением зрения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ используются общедоступные
для всех детей электронные ресурсы: программное обеспечение "Построй свою
историю", "Мультстудия" и интерактивныйредактор
"Сова".
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ № 402имеются технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования для
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(нарушение речи):
Кабинет учителя-
логопеда содержит:
- материалы и игры по
темам
- зеркало с лампой
дополнительного освещения
- дыхательные тренажеры,
игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов
для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы
для обследования
- предметные и сюжетные
картинки по лексическим темам
- настольно-печатные
дидактические игры
- алгоритмы, схемы,
мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная
и художественная литература.
В группах имеются ноутбуки,
магнитофоны,DVDплееры, телевизоры в каждой
возрастной группе.
Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе
на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.