«Адаптируемся вместе»

16.08.2021

Цель: информирование родителей об особенностях адаптации ребёнка к ДОУ;

Ожидаемые результаты: применение родителями полученных знаний.

Детский сад даёт ребёнку хорошую возможность видеться со своими сверстниками, играя и развлекаясь, в их обществе, получить необходимый опыт общения. В детском саду приобретаются определённые знания и навыки, необходимые для всестороннего развития ребёнка, а также для успешного продолжения обучения в школе, закладывается возможность для всестороннего развития, выявления интересов и способностей.

Игра «Ассоциации»

Родителям необходимо рассказать, какие ассоциации у них возникают, когда они слышат слово адаптация.

Для малыша детский сад – это новый период в его жизни. Новую обстановку и новых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем, капризами.

Когда малыш идёт в садик, в его жизни происходит масса глобальных изменений:

- ребёнок попадает в незнакомую обстановку (ребёнок до 3-х лет нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей);

- от него начинают требовать соблюдения режима дня и определённых правил (в д/с приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же нарушается личный режим дня ребёнка, что может провоцировать слёзы и истерики);

- большую часть дня рядом с малышом нет близких людей;

- он целый день общается с ребятами;

- малышу приходится слушать чужого человека – воспитательницу.

Вследствие всего этого малыш в д/с испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться, поэтому может нервничать, плакать, капризничать.


Основные особенности поведения детей в период адаптации:

- Нарушения настроения

- Нарушения сна

- Нарушения аппетита

- Понижение иммунитета

- Нарушение поведения

Выделяют три степени адаптации:

легкая, когда малыш относительно легко и быстро привыкает к новым условиям (в течение 1 – 16 дней);

средняя, когда поведение малыша нормализуется в течении 20-30 дней;

тяжелая, когда малыш долго и тяжело привыкает к новой обстановке (в течение 30-64 дней).

Вопрос родителям: как вы считаете, какие факторы или причины оказывают влияние на характер адаптации ребенка к дошкольному учреждению?

• Круг общения

Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. А при поступлении ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.

• Особенности семейного воспитания

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского “нельзя”. Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведения, как то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под чтение книги и др. Дело в том, что в период адаптации “замещение” этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления.

• Умение общаться со сверстниками

Совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотерапевтическим фактором.

• Культурно-гигиенические навыки и привычки

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Нередко дети 2-3-летнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т. п.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке, - плачет; не знает, где взять игрушку, - плачет; не привык спать без укачивания - плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади, - плачет и т. д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

• Уровень развития речи

Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью.

• Состояние здоровья и уровень физического развития

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.

И, наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие дети. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

• Режим дня и рацион питания

Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка; он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для состояния здоровья и уравновешенного поведения ребенка.

Отдельно следует сказать и о рационе питания. Он должен быть разнообразным. Много недоразумений возникает, когда дома ребенка кормят однообразной пищей, избирательно, предлагают только “любимые” блюда, некоторые малыши не приучены есть обед из нескольких блюд.

• Уровень развития ребенка.

Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным.

Длительность адаптации во многом зависит от поведения родителей, от того, как воспитывался и развивался ребенок до поступления в ДОУ.

Рассмотрим типичные ошибки родителей:

1. Неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на д/сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, и он не мог заранее представить себе полную картину. Не стоит обвинять и наказывать ребёнка за слёзы. Родителям следует знать, что плаксивость это нормальное состояние ребёнка в период адаптации. От старших требуется только терпение и помощь.

2. Требование в состоянии обеспокоенности и тревоги. (Исключите все высказывания типа«Бедненький, в садик надо ходить!»«Как же ты в садике без мамы?» Не говорите этого сами и не позволяйте никому говорить такое малышу). Кроме того, не обсуждайте тему о том, как вы встревожены, со своими родственниками и знакомыми при ребёнке. Дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

3. Не стоит пугать его садиком«Вот пойдёшь в садик, там тебе покажут, как не слушаться!» Малыш решит, что садик – это опасное место, где его будут ругать, наказывать. Захочет ли он туда?Хочу такой сайт

4. Не критикуйте д/сад и воспитателей в присутствии малыша. Допустим вам не слишком нравится сад и воспитатель, но по каким-то причинам вы не можете выбрать другой вариант. Ваше недовольство садиком, ваш настрой может передаться ребёнку, и он будет изначально воспринимать атмосферу в д/саду, как недружелюбную. Старайтесь поменьше обсуждать садовские проблемы при ребёнке и в будущем.

5. Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы уже не так много внимания уделяют ребёнку, как раньше. Рекомендуется наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всё также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившееся за день – это верный знак того, что он освоился.

Сколько будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному.

Упражнение «Адаптация».

Все участники делятся на три группы, выбрав полоску понравившегося цвета.

Каждая группа получает табличку«Дети»«Воспитатели»«Родители», и в соответствии с полученным названием выполняют соответственную роль в игре.

Каждая группа постарается ответить на вопрос«Чтобы обеспечить лёгкую адаптацию, надо….» (что надо детям, как надо вести себя родителям, воспитателю, согласно своей роли. Варианты ответа записываются.

Каждая группа рассказывает о результатах своей работы.

Рефлексия

Каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Сегодня я понял (а) …»

Ведущий: «Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившееся за день – это верный знак того, что он освоился».

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к поступлению в детский сад

Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца до приема в группу.

В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого или засыпать с укачиванием на руках, в коляске и т. д. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Можно рассказать, что там будет интересно, весело, что ему дадут много игрушек, научат рисовать, петь, танцевать и пр.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к поступлению в детский сад

Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца до приема в группу.

В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого или засыпать с укачиванием на руках, в коляске и т. д. Ломка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Можно рассказать, что там будет интересно, весело, что ему дадут много игрушек, научат рисовать, петь, танцевать и пр.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там дети гуляют и играют и т. п.)

Ведите себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Можете с гордостью рассказывать своим знакомым в присутствии малыша, что он ходит в детский сад.

Рассказывайте малышу, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

Поддерживайте отношения с воспитателями и другими родителями. Интересуйтесь с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с мамой. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там дети гуляют и играют и т. п.)

Ведите себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Можете с гордостью рассказывать своим знакомым в присутствии малыша, что он ходит в детский сад.

Рассказывайте малышу, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

Поддерживайте отношения с воспитателями и другими родителями. Интересуйтесь с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с мамой. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».