16.08.2021
Цель: информирование родителей об
особенностях адаптации ребёнка к ДОУ;
Ожидаемые
результаты:
применение родителями полученных знаний.
Детский
сад даёт ребёнку хорошую возможность видеться со своими сверстниками, играя и
развлекаясь, в их обществе, получить необходимый опыт общения. В детском саду
приобретаются определённые знания и навыки, необходимые для всестороннего
развития ребёнка, а также для успешного продолжения обучения в школе,
закладывается возможность для всестороннего развития, выявления интересов и
способностей.
Игра «Ассоциации»
Родителям необходимо
рассказать, какие ассоциации у них возникают, когда они слышат
слово адаптация.
Для
малыша детский сад – это новый период в его жизни. Новую обстановку и новых
людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют
на детский сад плачем, капризами.
Когда
малыш идёт в садик, в его жизни происходит масса глобальных изменений:
- ребёнок
попадает в незнакомую обстановку (ребёнок до 3-х лет нуждается в усиленном
внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом,
он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных,
но чужих людей);
- от него
начинают требовать соблюдения режима дня и определённых правил (в д/с приучают
к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому
же нарушается личный режим дня ребёнка, что может провоцировать слёзы и
истерики);
- большую
часть дня рядом с малышом нет близких людей;
- он целый
день общается с ребятами;
- малышу
приходится слушать чужого человека – воспитательницу.
Вследствие
всего этого малыш в д/с испытывает много новых позитивных и негативных
переживаний, он может переутомиться, поэтому может нервничать, плакать, капризничать.
Основные
особенности поведения детей в период адаптации:
-
Нарушения настроения
-
Нарушения сна
-
Нарушения аппетита
-
Понижение иммунитета
-
Нарушение поведения
Выделяют
три степени адаптации:
легкая,
когда малыш относительно легко и быстро привыкает к новым условиям (в
течение 1 – 16 дней);
средняя,
когда поведение малыша нормализуется в течении 20-30 дней;
тяжелая,
когда малыш долго и тяжело привыкает к новой обстановке (в течение
30-64 дней).
Вопрос родителям:
как вы считаете, какие факторы или причины оказывают влияние на
характер адаптации ребенка к дошкольному учреждению?
• Круг
общения
Родители нередко
сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Чем уже
круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и
тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми. А при поступлении
ребенка в детский сад, на все действия воспитателя он реагирует негативно:
плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю.
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка
не ограничивают его общение в узком кругу семьи.
• Особенности
семейного воспитания
Плохо
приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье,
лишают самостоятельности, которые не знают родительского “нельзя”.
Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего
воспитания сложились отрицательные привычки поведения, как то:
криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под
чтение книги и др. Дело в том, что в период адаптации “замещение”
этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает
стрессовые явления.
• Умение
общаться со сверстниками
Совершенно
непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной
системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно
сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя,
согласования намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума в группе
поначалу может быть сильным психотерапевтическим фактором.
• Культурно-гигиенические
навыки и привычки
Для
самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет
то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки
и привычки, навыки самообслуживания. Нередко дети
2-3-летнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно
есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться
носовым платком и т. п.
Поведение
ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если
он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет,
чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке, - плачет;
не знает, где взять игрушку, - плачет; не привык спать без укачивания - плачет;
привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади, -
плачет и т. д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
• Уровень
развития речи
Немаловажное
значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя,
и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с
воспитателями и детьми, чувствует себя лучше адаптируется, чем ребенок, не
владеющий речью.
• Состояние
здоровья и уровень физического развития
Как
правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще
заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.
И,
наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие
дети. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.
• Режим
дня и рацион питания
Несовпадение
домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние
ребенка; он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.
Выполнение
режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для
состояния здоровья и уравновешенного поведения ребенка.
Отдельно
следует сказать и о рационе питания. Он должен быть разнообразным. Много
недоразумений возникает, когда дома ребенка кормят однообразной пищей,
избирательно, предлагают только “любимые” блюда, некоторые малыши не приучены
есть обед из нескольких блюд.
• Уровень
развития ребенка.
Если с
ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и
самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем,
может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует
себя заброшенным и беспомощным.
Длительность адаптации во
многом зависит от поведения родителей, от того, как воспитывался и развивался
ребенок до поступления в ДОУ.
Рассмотрим
типичные ошибки родителей:
1.
Неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на д/сад. Надо
помнить, что для малыша – это первый опыт, и он не мог заранее представить себе
полную картину. Не стоит обвинять и наказывать ребёнка за слёзы. Родителям
следует знать, что плаксивость это нормальное состояние ребёнка в
период адаптации. От старших требуется только терпение и помощь.
2.
Требование в состоянии обеспокоенности и тревоги. (Исключите все
высказывания типа: «Бедненький, в садик надо ходить!», «Как
же ты в садике без мамы?» Не говорите этого сами и не позволяйте
никому говорить такое малышу). Кроме того, не обсуждайте тему о том, как вы
встревожены, со своими родственниками и знакомыми при ребёнке. Дети на тонком
душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает
детскую тревогу.
3. Не
стоит пугать его садиком: «Вот пойдёшь в садик, там тебе
покажут, как не слушаться!» Малыш решит, что садик – это опасное
место, где его будут ругать, наказывать. Захочет ли он туда?
4. Не
критикуйте д/сад и воспитателей в присутствии малыша. Допустим вам не слишком
нравится сад и воспитатель, но по каким-то причинам вы не можете выбрать другой
вариант. Ваше недовольство садиком, ваш настрой может передаться ребёнку, и он
будет изначально воспринимать атмосферу в д/саду, как недружелюбную. Старайтесь
поменьше обсуждать садовские проблемы при ребёнке и в будущем.
5.
Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей.
Довольные работой ДОУ, некоторые мамы уже не так много внимания уделяют
ребёнку, как раньше. Рекомендуется наоборот, как можно больше времени проводить
с ребёнком в этот период. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что
она всё также рядом.
Когда
малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события,
случившееся за день – это верный знак того, что он освоился.
Сколько
будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все
дети проходят его по-разному.
Упражнение «Адаптация».
Все
участники делятся на три группы, выбрав полоску понравившегося цвета.
Каждая
группа получает табличку: «Дети», «Воспитатели», «Родители»,
и в соответствии с полученным названием выполняют соответственную роль в игре.
Каждая
группа постарается ответить на вопрос: «Чтобы обеспечить
лёгкую адаптацию, надо….» (что надо детям, как надо вести
себя родителям, воспитателю, согласно своей роли. Варианты ответа
записываются.
Каждая
группа рассказывает о результатах своей работы.
Рефлексия
Каждому родителю необходимо
продолжить фразу: «Сегодня я понял (а) …»
Ведущий: «Когда малыш начинает весело говорить
о садике, читать стихи, пересказывать события, случившееся за день – это верный
знак того, что он освоился».
Рекомендации родителям по
подготовке ребенка к поступлению в детский сад
Непосредственно
готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца до
приема в группу.
В первую
очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с
режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно,
постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет
в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные
режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей
группы.
В
процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания,
приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и
т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется
голодным.
Для
хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления,
укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из
новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого или
засыпать с укачиванием на руках, в коляске и т. д. Ломка устойчивых стереотипов
при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным
реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в
домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему
малыша от переутомления.
В это же
время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя
беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его
самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься
от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления
контактов со взрослым и сверстниками.
О
поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном
событии. Можно рассказать, что там будет интересно, весело, что ему дадут много
игрушек, научат рисовать, петь, танцевать и пр.
Рекомендации родителям по
подготовке ребенка к поступлению в детский сад
Непосредственно
готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца до
приема в группу.
В первую
очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с
режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно,
постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет
в группу, он так же, как и все дети, охотно сядет за стол в определенные
режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей
группы.
В
процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания,
приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и
т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется
голодным.
Для
хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как способ кормления,
укладывания спать. Педагоги не смогут уделить должное внимание каждому из
новеньких, которые привыкли есть через соску, сидя на руках взрослого или
засыпать с укачиванием на руках, в коляске и т. д. Ломка устойчивых стереотипов
при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным
реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в
домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему
малыша от переутомления.
В это же
время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя
беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его
самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься
от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления
контактов со взрослым и сверстниками.
О
поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном
событии. Можно рассказать, что там будет интересно, весело, что ему дадут много
игрушек, научат рисовать, петь, танцевать и пр.
Рекомендации родителям по
подготовке ребенка к детскому саду
Каждый
день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем
он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там дети
гуляют и играют и т. п.)
Ведите
себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него –
ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Можете с гордостью
рассказывать своим знакомым в присутствии малыша, что он ходит в детский сад.
Рассказывайте
малышу, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его
примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
Обязательно
поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их
бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как
правильно заявлять о своих потребностях.
Поиграйте
с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных
ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько
вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы
уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый
коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
Важное
средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть
семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки.
Научите его делиться ими с другими детьми.
Обговорите
с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском
саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша
при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
Поддерживайте
отношения с воспитателями и другими родителями. Интересуйтесь с кем ваш
малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в
жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных
детско-родительских взаимоотношений.
Конфликтные
ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии
ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы
дошкольного учреждения при ребенке.
Помните,
что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического
контакта с мамой. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки,
обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку
дома.
Рекомендации родителям по
подготовке ребенка к детскому саду
Каждый
день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем
он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там дети
гуляют и играют и т. п.)
Ведите
себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него –
ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Можете с гордостью
рассказывать своим знакомым в присутствии малыша, что он ходит в детский сад.
Рассказывайте
малышу, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его
примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
Обязательно
поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их
бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как
правильно заявлять о своих потребностях.
Поиграйте
с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций,
которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для
малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы
уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый
коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
Важное
средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть
семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки.
Научите его делиться ими с другими детьми.
Обговорите
с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду.
Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при
прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
Поддерживайте
отношения с воспитателями и другими родителями. Интересуйтесь с кем ваш
малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в
жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных
детско-родительских взаимоотношений.
Конфликтные
ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии
ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы
дошкольного учреждения при ребенке.
Помните,
что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического
контакта с мамой. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки,
обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку
дома.