Возрастные особенности

20.05.2019

III. Содержательный раздел Федеральной программы

 

18. Социально-коммуникативное развитие.

 

18.2. От 1 года до 2 лет.

18.2.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;

поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;

формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;

создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия.

 

18.3. От 2 лет до 3 лет.

18.3.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО;

развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;

поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия;

формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО;

формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи.

 

19. Познавательное развитие.

19.2. От 1 года до 2 лет.

19.2.1. В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;

2) формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;

3) формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;

4) развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;

5) развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.


2) Окружающий мир:

педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе - о своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении - игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребенку, ситуациях общественной жизни.

3) Природа:

педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать.

 

19.3. От 2 лет до 3 лет.

19.3.1. В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;

2) развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;

3) совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;

4) формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;

5) развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;

6) расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребенок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО;

7) организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы;

8) развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

  

20. Речевое развитие.

           20.2. От 1 года до 2 лет.

20.2.1. В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:

развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;

развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;

привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;

реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов;

побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении;

рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;

2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения;

развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;

развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);

развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;

поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;

формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;

воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;

побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.

 

20.3. От 2 лет до 3 лет.

20.3.1. В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) Формирование словаря:

развивать понимание речи и активизировать словарь. Формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.

2) Звуковая культура речи:

упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.

3) Грамматический строй речи:

формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3 - 4 слов.

4) Связная речь:

продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы; рассказывать об окружающем в 2 - 4 предложениях.

5) Интерес к художественной литературе:

формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него);

побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;

поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты;

развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;

побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно;

развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.

  

21. Художественно-эстетическое развитие. Хочу такой сайт

21.2. От 1 года до 2 лет.

21.2.1. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:

формировать у детей эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения;

создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку;

2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание;

обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;

поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;

развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;

развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.

 

21.3. От 2 лет до 3 лет.

21.3.1. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) приобщение к искусству:

развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой;

интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности;

развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства);

познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и другими);

поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклинки, прибаутки);

поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями;

2) изобразительная деятельность:

воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке) совместно со взрослым и самостоятельно;

развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить;

научить правильно держать карандаш, кисть;

развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета разной формы, цвета (начиная с контрастных цветов);

включать движение рук по предмету при знакомстве с его формой;

познакомить со свойствами глины, пластилина, пластической массы;

развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства;

3) конструктивная деятельность:

знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости;

развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самостоятельно;

4) музыкальная деятельность:

воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;

приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;

5) театрализованная деятельность:

пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор);

побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);

способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;

развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них;

способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев;

создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

6) культурно-досуговая деятельность:

создавать эмоционально-положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формировать умение самостоятельной работы детей с художественными материалами;

привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках;

развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них;

формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.

 

22. Физическое развитие.  

22.2. От 1 года до 2 лет.

22.2.1. Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:

создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком;

создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;

поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;

привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным действиям;

укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.


В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.

1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).

Основные движения:

бросание и катание: бросание мяча (диаметр 6 - 8 см) вниз, вдаль; катание мяча (диаметр 20 - 25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя;

ползание, лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров; подлезание под веревку, натянутую на высоте - 50 см; пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание через бревно (диаметр 15 - 20 см); лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 - 1,5 метра);

ходьба: ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении;

упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (шириной 25 - 20 - 15 см), по ребристой доске; вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10 - 15 - 20 см (ширина доски 25 - 30 см, длина 1,5 - 2 м) с поддержкой; подъем на ступеньки и спуск с них, держась за опору; перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик высотой 5 - 15 - 18 см со страховкой.

Общеразвивающие упражнения:

упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов (погремушки, кубики, платочки и другое) и без них;

в комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание, повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить кубик и поднять его, перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40 - 45 см), сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.

2) Подвижные игры и игровые упражнения: педагог организует и проводит игры-забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному участию и вызывая положительные эмоции.

Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных навыков.

3) Формирование основ здорового образа жизни: педагог помогает осваивать элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой (при помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть ложкой, пользоваться личным полотенцем и так далее).

 

22.3. От 2 лет до 3 лет.

22.3.1. Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:

обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;

развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;

поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;

формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям;

укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».