20.05.2019
III.
Содержательный раздел Федеральной программы
18.
Социально-коммуникативное развитие.
18.2.
От 1 года до 2 лет.
18.2.1. В
области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
создавать
условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;
поддерживать
пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
формировать
элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном
окружении;
создавать
условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия.
18.3.
От 2 лет до 3 лет.
18.3.1. В
области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
поддерживать эмоционально-положительное
состояние детей в период адаптации к ДОО;
развивать
игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей
действительности;
поддерживать
доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в
ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия;
формировать
элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде,
действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и ДОО;
формировать
первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях
(законных представителях) и близких членах семьи.
19.
Познавательное развитие.
19.2.
От 1 года до 2 лет.
19.2.1. В
области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1) поощрять
целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного
способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу
или словесному указанию;
2) формировать
стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их
слова;
3) формировать
умения ориентироваться в ближайшем окружении;
4) развивать
познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным
объектам;
5) развивать
умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать
их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы,
поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
2) Окружающий
мир:
педагог
формирует у детей элементарные представления: о самом себе - о своем имени; о
внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки,
ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть,
есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие);
о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша,
кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении - игрушках, их
названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных
вещах; о некоторых конкретных, близких ребенку, ситуациях общественной жизни.
3) Природа:
педагог
развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в
естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения
ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления
(солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять
наиболее яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их
рассматривать, положительно реагировать.
19.3.
От 2 лет до 3 лет.
19.3.1. В
области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1) развивать
разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового,
обонятельного;
2) развивать
наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических
задач;
3)
совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины
как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по
этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца,
подбирая пары, группы;
4) формировать у
детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве
предметов на основе чувственного познания;
5) развивать
первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное
отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;
6) расширять
представления о населенном пункте, в котором живет ребенок, его
достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома,
ДОО;
7)
организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего
окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми
объектами неживой природы;
8) развивать
способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к
животным и растениям.
20.
Речевое развитие.
20.2.1. В
области речевого развития основными задачами образовательной деятельности
являются:
1) от 1 года до
1 года 6 месяцев:
развитие
понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять умения понимать
слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки
предметов; понимать простые по конструкции фразы взрослого;
развитие
активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить несложные
звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со взрослым;
стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и
произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые
предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей коротких фраз;
воспитывать у детей потребность в общении;
привлекать
малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки,
песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей,
книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;
реагировать
улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании
фольклорных текстов;
побуждать к
повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок,
выполнению действий, о которых идет речь в произведении;
рассматривать
вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и
действия, о которых говорилось в произведении;
2) от 1 года 6
месяцев до 2 лет:
развитие
понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые
действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и
выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения;
развитие
активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по
подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов
общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи,
воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей
употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;
развивать умение
слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным
сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);
развивать у
детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок,
потешек, сказок;
поддерживать
положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения
произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;
формировать
умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в
книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;
воспринимать
вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;
побуждать
договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.
20.3.
От 2 лет до 3 лет.
20.3.1. В
области речевого развития основными задачами образовательной деятельности
являются:
1) Формирование
словаря:
развивать
понимание речи и активизировать словарь. Формировать у детей умение по
словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение,
имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей
существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение
использовать данные слова в речи.
2) Звуковая
культура речи:
упражнять детей
в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных
слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном
темпе, с разной силой голоса.
3)
Грамматический строй речи:
формировать у
детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами,
составлять фразы из 3 - 4 слов.
4) Связная речь:
продолжать
развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы;
рассказывать об окружающем в 2 - 4 предложениях.
5) Интерес к
художественной литературе:
формировать у
детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с
наглядным сопровождением (и без него);
побуждать
договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и
песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;
поощрять отклик
на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе
чтения произведения повторять звуковые жесты;
развивать умение
произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала
(мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по
содержанию прочитанных произведений;
побуждать
рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно;
развивать
восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного
произведения.
21. Художественно-эстетическое развитие.
21.2.
От 1 года до 2 лет.
21.2.1. В
области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1) от 1 года до
1 года 6 месяцев:
формировать у
детей эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой, подпеванием,
движениями), желание слушать музыкальные произведения;
создавать у
детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку;
2) от 1 года 6
месяцев до 2 лет:
развивать у
детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально)
реагировать на его содержание;
обеспечивать
возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним
интерес;
поощрять у детей
желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность
ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;
развивать у
детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и
простейшие интонации;
развивать у
детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие
словам песни и характеру музыки.
21.3.
От 2 лет до 3 лет.
21.3.1. В
области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1) приобщение к
искусству:
развивать у
детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в
процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного
искусства, природой;
интерес,
внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей на
отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей
действительности;
развивать
отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в
процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному
искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций,
рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства);
познакомить
детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и другими);
поддерживать
интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклинки, прибаутки);
поддерживать
стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально
содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или
наблюдений за природными явлениями;
2)
изобразительная деятельность:
воспитывать интерес
к изобразительной деятельности (рисованию, лепке) совместно со взрослым и
самостоятельно;
развивать
положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить;
научить
правильно держать карандаш, кисть;
развивать
сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета разной
формы, цвета (начиная с контрастных цветов);
включать
движение рук по предмету при знакомстве с его формой;
познакомить со
свойствами глины, пластилина, пластической массы;
развивать
эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества
предметов в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов
быта, произведений искусства;
3)
конструктивная деятельность:
знакомить детей
с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с
вариантами расположения строительных форм на плоскости;
развивать
интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить
самостоятельно;
4) музыкальная
деятельность:
воспитывать
интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие
танцевальные движения;
приобщать к
восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу
вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;
5)
театрализованная деятельность:
пробуждать
интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла
Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает
на деревенский двор);
побуждать детей
отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать
движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых
фольклорных форм);
способствовать
проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
развивать умение
следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать
на них;
способствовать
формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев;
создавать
условия для систематического восприятия театрализованных выступлений
педагогического театра (взрослых).
6)
культурно-досуговая деятельность:
создавать
эмоционально-положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у детей чувства
комфортности, уюта и защищенности; формировать умение самостоятельной работы
детей с художественными материалами;
привлекать детей
к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах,
развлечениях и праздниках;
развивать умение
следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них;
формировать навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев.
22.
Физическое развитие.
22.2.
От 1 года до 2 лет.
22.2.1. Основные
задачи образовательной деятельности в области физического развития:
создавать
условия для последовательного становления первых основных движений (бросание,
катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком;
создавать
условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
поддерживать
желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
привлекать к
участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к
самостоятельным действиям;
укреплять
здоровье ребенка средствами физического воспитания, способствовать усвоению
культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.
В процессе
физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития основных
движений и выполнения общеразвивающих упражнений.
1) Основная
гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).
Основные
движения:
бросание и
катание: бросание мяча (диаметр 6 - 8 см) вниз, вдаль; катание мяча (диаметр 20
- 25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя;
ползание,
лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров; подлезание под веревку,
натянутую на высоте - 50 см; пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание
через бревно (диаметр 15 - 20 см); лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз
(высота 1 - 1,5 метра);
ходьба: ходьба
за педагогом стайкой в прямом направлении;
упражнения в
равновесии: ходьба по дорожке (шириной 25 - 20 - 15 см), по ребристой доске;
вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10 - 15 - 20 см (ширина доски
25 - 30 см, длина 1,5 - 2 м) с поддержкой; подъем на ступеньки и спуск с них,
держась за опору; перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или
кубик высотой 5 - 15 - 18 см со страховкой.
Общеразвивающие
упражнения:
упражнения из
исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов (погремушки,
кубики, платочки и другое) и без них;
в комплекс
включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание, повороты корпуса
вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить кубик и поднять его,
перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40 - 45 см), сгибание и
разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.
2) Подвижные
игры и игровые упражнения: педагог организует и проводит игры-забавы, игровые
упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному участию и вызывая
положительные эмоции.
Детям
предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных
навыков.
3) Формирование
основ здорового образа жизни: педагог помогает осваивать элементарные
культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой (при помощи
педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой,
есть ложкой, пользоваться личным полотенцем и так далее).
22.3.
От 2 лет до 3 лет.
22.3.1. Основные
задачи образовательной деятельности в области физического развития:
обогащать
двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики:
основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег,
прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
развивать
психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
поддерживать у
детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших
подгруппах;
формировать
интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений,
совместным двигательным действиям;
укреплять
здоровье детей средствами физического воспитания, формировать
культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому
образу жизни.