Современное дошкольное образование ориентировано на ценности развития личности ребенка. Целостное развитие ребенка является основным смыслом всего дошкольного образования, «которое сверху донизу» (во всех направлениях) должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. И направленно на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения. Учебный план разработан, основываясь на: • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.) • Федеральную образовательную программу дошкольного образования. • СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28). • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2) Учебный план составлен с учетом: • Методических рекомендаций, а также концептуальных положений авторов основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Тропинки», под редакцией В. Т. Кудрявцева. - М., «Вентана-Граф», 2016 г. • Особенностей образовательного учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности. • Детский сад реализует образовательную программу дошкольного образования, разработанную с учетом методических рекомендаций авторов основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Тропинки». Программа направлена на решение задач: • Инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной, учения и др.); • Развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности; • Развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему всё более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций; • Расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом; • Формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью путём построения оздоровительной работы как развивающе-образовательной; • Развитие у ребенка начал будущего умения учиться. Педагоги дошкольного учреждения выстраивают целостность педагогического процесса в соответствии с федеральной образовательной программы дошкольного образования, которая обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, художественно - эстетическому развитию, речевому развитию, физическому развитию. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Образовательная деятельность в МБДОУ строится на принципах интеграции образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие, - художественно-эстетическое развитие, - познавательное развитие, речевое развитие, - физическое развитие и интеграции девяти видов детской деятельности: - игровой, - коммуникативной, - самообслуживание и элементы бытового труда, - познавательно-исследовательской, - изобразительной, - конструирования, - музыкальной, - двигательной, - восприятие художественной литературы и фольклора. Основу организации образовательной деятельности во всех группах составляет комплексно - тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в течение всего пребывания детей в детском саду, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, и в самостоятельной детской деятельности. Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40 % и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор образовательных программ, цифровых средств обучения и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Выполнение обязательной части ОП ДО в группе детей раннего возраста составляет не менее 80 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО, часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 20 %. Общий объем обязательной части образовательной программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе занятий; • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; • самостоятельную деятельность детей; • взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования. В настоящее время в детском саду функционирует 6 групп общеразвивающей направленности. Продолжительность занятий для детей от 2-х до 3-х лет составляет не более 10 минут, для детей от 3-х до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5-ти до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 8-ми лет - не более 30 минут. Во время учебного года все занятия проводятся в первой половине дня. Учебный год составляет 36 недель, начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. С 1 января по 8 января в детском саду – каникулы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня впервой младшей группе не превышает 20 минут, во второй младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Их продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуются в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмические и динамические паузы. Занятия по физическому развитию образовательной программы для детей в возрасте от 2 до 8 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: - в первой младшей группе - 10 мин., - во второй младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 8 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В летний период проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные праздники, экскурсии, организуются художественные выставки детских работ, а также увеличивается продолжительность прогулки. Коррекционная функция ДОУ предполагает уделить особое внимание работе по преодолению трудностей в процессе воспитания и обучения детей, нуждающихся в коррекции имеющихся недостатков физического и психологического развития. С целью логопедического коррекционно-развивающего воздействия в ДОУ функционирует логопункт. Деятельность логопункта направлена на устранение речевых дефектов у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе последующего школьного обучения. Работа с детьми ведется в индивидуальной и подгрупповой форме. План образовательной деятельности детей по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 402 возрастные группы Образовательная область Вид детской деятельности Игровая, коммуникативная Социальнокоммуникативная Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе «Мир без опасности» * Трудовая Познавательноисследовательская (развитие кругозора) Познавательная Познавательноисследовательская Математика до школы STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста* Познавательная «Разговор о здоровье и правильном питании» * 1 младшая 2 младшая группа группа (дети 3-го года (дети 4-го года жизни) жизни) кол-во часов в неделю Средняя группа (дети 5-го года жизни) кол-во часов в неделю Старшая группа (дети 6-го года жизни) кол-во часов в неделю Подготовительные группы (дети 7-го года жизни) кол-во часов в неделю Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 20 мин через неделю/360 30 мин через неделю/540 Общественно-полезный труд детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе. Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в 20 мин/720 образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 10 мин/360 15 мин/540 20 мин/720 Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов - - 30 мин /1080 20 мин/720 60 мин/2160 25 мин/900 30 мин /1080 - 30 мин через неделю /540 5 Коммуникативная Речевая Художественно – Эстетическая Физическое 10 мин/360 15 мин/540 20 мин/720 20 мин/720 30 мин/1080 10 мин/360 15 мин/540 20 мин/720 20 мин через неделю/360 30 мин через неделю/540 Подготовка к обучению грамоте - - - 25 мин/900 30 мин/1080 Изобразительная 10 мин/360 15 мин/540 20 мин/720 75 мин/2700 Конструктивная* 10 мин/360 15 мин/540 20 мин/720 25 мин/900 90 мин/2740 30 мин через неделю /540 Музыкальная деятельность 20 мин/ 720 30 мин/1080 40 мин/1440 50 мин/1800 60 мин/2160 Двигательная 20мин/ 720 45 мин/1620 60 мин/ 2160 75 мин/2700 90 мин/2740 Речевое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора *реализация содержания части, формируемой участниками образовательных отношений – как в совместной деятельности, так и в форме занятий ИТОГО Соотношение обязательной части к части, формируемой участниками образовательных отношений Образовательная область 100/3240 150/5940 200/7200 375/13500 480/17280 10 10 10 15 16 80/20% 80/20% 80/20% 70/30% 70/30% Дошкольный возраст (5-6) Дошкольный возраст (6-7) План непрерывной образовательной деятельности Базовый вид деятельности Периодичность Дошкольный Дошкольный Дошкольный возраст возраст возраст (2-3) (3-4) (4-5) 6 Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Игровая деятельность (сенсорные, математические, дидактические, театрализованные и коммуникативные игры) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе «Мир без опасности» * Трудовая деятельность Познавательная деятельность (развитие кругозора) Познавательноисследовательская «Математика до школы» STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста* Познавательная «Разговор о здоровье и правильном питании» * Коммуникативная деятельность (Речевое развитие) Восприятие художественной литературы и фольклора Подготовка к обучению грамоте Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 1 раза в 2 недели 1 раз в 2 недели Общественно-полезный труд детей старшего дошкольного возраста проводится ежедневно в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе. Его продолжительность не должна превышать 20 минут в день Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, 1 раз в неделю 1 раз в неделю в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов 1 раза в неделю 1 раза в неделю 1 раза в неделю 1 раза в неделю 2 раза в неделю Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов - 1 раза в неделю 1 раза в неделю - 1 раз в 2 недели 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели - - - 1 раз в неделю 1 раз в неделю - 7 Физическое развитие Художественноэстетическое развитие Занятие по физическому развитию 3 раза в неделю 3 раза в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю Занятие по физическому развитию на свежем воздухе Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Конструирование* - - - 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 3 раза в неделю 3 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Музыкальная деятельность 1 раз в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 1 раз в 2 недели 2 раза в неделю Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Базовый вид деятельности Дежурства, трудовые поручения Прогулки Игра Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Периодичность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 8