Дополнительная образовательная программа Хореография

1

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа предназначена для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет),
этот период можно определить, как первый этап в освоении азов хореографии, ритмики,
азбуки классического и народного танцев.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько
велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной
активности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту
потребность, так как бесконечное разнообразие музыкально-ритмических движений
позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и
стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.
Необходимость создания данной рабочей программы для дошкольников вызвана
отсутствием единых государственных программ по хореографии и ритмике для детей от
трех до семи лет, маленьким количеством инновационных и авторских программ
обучения.
Основная задача курса «Хореографическая студия» - дать детям первоначальную
хореографическую подготовку, развить музыкальность, чувство ритма, и сформировать
основные двигательные навыки, необходимые для занятий классическим,
народносценическим и бальными танцами.
Программа содержит следующие разделы:


ритмика и элементы музыкальной грамоты;



элементы классического и народного танцев;



партерная хореография; этюдная работа.

Раздел «Ритмика и элементы танцевальной грамотности» состоит из ритмических
упражнений, музыкальных заданий по слушанию танцевальной музыки и движений под
музыку. Упражнения этого раздела должны научить детей вслушиваться в музыку,
различать выразительные средства, сформировать умение согласовывать движения с
музыкой.
Раздел «Элементы классического и народного танцев» содержат упражнения и
движения классического, народного и бального танцев доступного детям. С помощью
упражнений этого раздела детям прививается умение ориентировки в пространстве,
правильного дыхания, танцевальной выразительности.
Раздел «Партерная хореография» помогает сформировать осанку детей, обеспечить
правильную постановку корпуса, рук, головы, ног, координацию движений.
2

Раздел «Этюдная работа» включает детские, народные и бальные танцы, освоение
композиционного рисунка. Основой этюдной работы на данном году обучения остаются
игра. Широко могут быть использованы этюды, составленные самим педагогом или
детьми. Очень полезна этюдная работа над небольшими сюжетными танцами,
отражающими сказочные сюжеты, животных, птиц, явления природы.
Каждое занятие включает в себя все разделы программы, которые должны органично
соединяться, подчиняясь единому педагогическому замыслу.
Решение задач, выдвигаемых программой, требует учета психологии детей
дошкольного возраста, особенности их внимания, восприятия, мышления, а так же учета
физических особенностей организма.
Цели программы:
1. Педагогическая - обеспечить
условия для развития ребенка, как
культурноразвитой, творческой, социально адаптированной личности средствами
хореографического искусства.
2. Образовательная - развить у детей дошкольного возраста музыкальноритмические
способности средствами как хореографического искусства в целом, так и ритмики,
музыки в частности.
3. Развивающая - стимулировать познавательно - мыслительные процессы личности
дошкольника (память: зрительную, слуховую, мышечную; мышление;
воооражение; координацию; ориентацию в пространстве; волю; внимание).
4. Воспитательная - повышая двигательную активность и движенческую культуру
ребенка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении; в
процессе обучения прививать детям чувство такта, ответственности,
дисциплинированности, умение работать группе, коллективе; правильно оценивать
свои знания и умения.
Задачи программы:
1. Развивать двигательную
дошкольного возраста;

активность

и

координацию

движений

у

детей

2. Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям как
в игре, так и в танце;
3. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку,
воображение, чувство ритма);
4. Учить двигаться ритмично в соответствии с различным характером
5. музыки, динамикой (громко-умеренно-тихо, громче-тише); регистрами (высокий,
средний, низкий); определять музыкальные жанры (песня, марш, танец);
воспринимать музыкальные образы и выражать их посредством танцевальных
движений и комбинаций;
3

6. Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и
«товарища», придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец;
7. Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, утренниках;
праздниках-развлечениях; концертных выступлениях; разных конкурсах.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографии с дошкольниками
возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
 Индивидуализации

(определение

посильных

заданий

с

учетом

возможностей ребенка).
 Систематичности (непрерывность и регулярность занятий).
 Наглядности (безукоризненный

показ движений

педагогом).

 Наглядности (безукоризненный показ движений педагогом).
 Повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных
навыков)
 Сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста
является игра, т.к. игра - это основной вид деятельности (естественное состояние
дошкольников). Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на
занятии, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру, его
органическим обучающим компонентом. Каждая музыкально-ритмическая игра имеет в
своей основе определенную цель, какое-либо задание, выполняет задачи, поставленные
учебным процессом.
Метод аналогий. Широко используются аналогии с животным и растительным миром
(образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику,
танцевальные образы, активизирует правое полушарие головного мозга ребенка, его
пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих
возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение методики исполнительства, оценка.
Практический метод заключается в многократном повторении и выполнении конкретного
музыкально-ритмического движения, этюда, танца.
Наглядный метод. Выразительный показ под счет, под музыку.
4

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка, поэтому музыкальный
материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:


соответствие возрасту;



художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;



моторный
характер
музыкального
произведения,
побуждающий
к движениям («дансантность»);



разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах
народной, классической, современной музыки, детских песен, музыки из
мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;
наличие формы у обучающихся детей.
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства,
осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и развлечениях,
открытых уроках.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний и умений,
навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкальные, танцевальные и творческие,
общие способности, формировало основы духовной культуры детей дошкольного
возраста.
Ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства танца, как части их
богатого мира познаний, на пути становления ребенка к высоко-духовной культурной
личности, особенно в нашей стране, стране с очень богатым и многогранным
культурным наследие.
Задачи курса
«Хореографическая студия»
1. Воспитывать у ребенка чувство осознания себя как культурно-развитой, социально
адаптированной личности, средствами хореографического искусства.
2. Развивать двигательную активность и координацию движений.
3. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку,
слуховые представления, чувство ритма).
4. Учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки,
динамикой (громко - умеренно - тихо; громче - тише); регистрами (высокий,
средний, низкий); определять музыкальные жанры (марш, песня, танец);
5

воспринимать музыкальные образы и выражать их посредством танцевальных
движений и комбинаций.
5. Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и
движения товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.
6. Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, развлечениях,
концертных и конкурсных выступлениях.

Задачи курса
«Хореографическая студия»
По возрастам
Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет)
1. Выработать начальную привычку и потребности в двигательной активности у
ребенка.
2. Начать работать над развитием ритмичности и музыкальности пространственной
ориентации, координации, элементарным овладением и пониманием своего
мышечного корсета.
3. Формировать первичные, начальные навыки самостоятельного выбора движений
для образных игровых ситуаций.
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
1. Закреплять и развивать полученные в младшем дошкольном возрасте знания и
умения.
2. Формировать и развивать навыки исполнения танцевальных комбинаций, этюдов,
танцев как индивидуально, так и в паре, в группе (ансамблем).
3. Создавать условия для выражения детьми своего отношения к музыке, движению,
партнеру

по

танцу средствами

артистически-эмоциональных,

творческих способностей.
4. Продолжать воспитание культуры движения через мышечные ощущения, а также
через потребность ребенка включаться в движение всем опорно-двигательным
аппаратом.
5. Добиваться целостности и выразительности в исполнительстве, используя опыт
музыкально-двигательной деятельности в импровизации.

6

Тематическое планирование курса «Хореографическая студия» для детей
младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет)
№

Тема

1.

Введение.

Задачи

Содержание

1.
Воспитывать у 1. Характер музыкального
детей умение слушать
произведения:
музыку.
- слушая музыку,
2.
Учить
определить её характер
воспринимать и
(веселая, грустная,
оценивать музыку.
тревожная); - творческое
3.
Развивать
задание: импровизация
умение организовать
под заданную музыку;
свои действия под
- создание образа: кукла
музыку.
новая, кукла заболела,
веселый воробей,
раненый воробей.

Количество
часов
1 группа:
10 часов;
2 группа:
10 часов.

2. Темпы музыкальных
произведений (быстрый,
умеренный, медленный):
- слушая музыку
определить темп (устно);
- игра «Полянка»;
- творческое задание:
изобразить мышку,
мишку, зайца, птичку.
3. Динамические оттенки
(громко, тихо, умеренно):
- слушая музыку,
определить
динамические оттенки
(устно);
- творческое задание:
дождь стучит по крыше
(громко), дождик
моросит (тихо); - игра
«Тихо -громко».
4. Ритмический рисунок:
- воспроизведение
хлопками и притопами
ритмического рисунка;
- Комбинация с хлопками
7

под музыку и счет «Ловим
рыбку».
5. Строение музыкального
произведения
(вступление, часть):
- учим детей менять
движение в соответствии
с двучастной формой
музыкального
произведения;

2.

3.

Музыкально
ритмические
игры.

Партерная
гимнастика.

1.

Развивать

внимание.
2.
Развивать
координацию
движений.
3.
Развивать
зрительную,
слуховую, мышечную
память.
4.
Подготовить
детей к исполнению
танцевальных
комбинаций (от
простого к сложному).
1.
Развивать и
тренировать
суставносвязочный
аппарат ребенка.
2.
Улучшать
эластичность мышц
спины,
всего
мышечного корсета.
3.
Развивать
силу
мышечного
аппарата,
устойчивость,
координацию.

- на примере изучаемых
танцевальных движений
учить самостоятельно
начинать движение после
вступления.
1.
Комплекс игровой
ритмики «Сказочный лес».
2.
Музыкальноритмические игры для рук,
пальчиковая гимнастика:
«Догонялочка»,
«Сушкисушки», «Пирожки,
пельмешки».

1
группа
: 10 часов;
2
группа
:
10 часов.

3.
Игры на внимание :
«А нука повтори!», «Правые
и левые»

1.
Упражнения
для
укрепления
брюшного
пресса и гибкости спины:
«кошечка», «змея»,
«Коробочка», «Лягушка».
2.
Упражнения
для
укрепления позвоночника:
«Лодочка», «Звездочка»,
«Самолет», «Кольцо»,
«Корзиночка», «Книжка».

1 группа:
10 часов;
2 группа:
10 часов.

3.
Упражнения
для
укрепления,
развития
мышц стоп: «зайяики»,
«воздушные
пяточки»,
8

«Утюжки», «Клювики».
4. Упражнения для
укрепления
плечевого
пояса:
«Удивление»,
повороты
и
наклоны головы.

4.

Азы
классического
и народного
танцев.

1.
Обучить
правильной осанке
при
исполнении
танцевальных
движений
разминки по кругу.
2.
Развивать
мускулатуру мышц
спины, рук, ног.
3.
Разучить
простые ходы и
проходки по кругу.
4.
Подготовит
ь детей к изучению
и
исполнению
более
сложных
танцевальных
элементов, этюдов
в
процессе
обучения.

5.
Упражнения
для
тренировки
вестибулярного
аппарата:
«аист», «Держим точку».
1. Шаги:
С носка по VI
позиции ног;
На полупальцах;
Бег на полупальцах;
Голоп (с правой,
левой ноги);
Шаг с подскоком;
Шаг на пятках.
2.
Постановка корпуса.
3.
Позиции ног: VI, I, II

1 группа:
12 часов;
2 группа:
12 часов.

(свободные) позиции ног.
4.
Подготовка к
изучению позиций рук:
этюд «Вкусный арбуз».
5.
Положения рук: на
поясе, на юбочке,
«полочка», за спиной.
6.
Маленькие
приседания
(demi plie) по VI, I
(свободной) позиции ног.
7.
Подъем на
полупальцы (releve) по VI
позиции ног.
8.
Прыжки (soute) VI и
II
(свободной) позиции ног.
9.
Комплекс
танцевальной разминки (в
9

линиях) на основе образов
животного и растительного
мира:
«Здравствуйте»
(движения на знание
правой и левой рук,
грамотное открывание рук
вперед с положения на
поясе);
«Птички»,
«Зайчики»,
«Мишки», приставной шаг
(движения на развитие
мышечного корсета
ребенка, навыков
танцевальности, всех видов
памяти, внимания,
координации);

5.

Рисунок
танца.

1.
Научить
детей
ориентироваться в
пространстве.
2.
Научить
детей
держать
ровнение в простых
рисунках,
соблюдать
интервалы.

«Мячики», «Дождик»,
«Ракета» (прыжковые
комбинации).
1.
Рисунок танца
«Круг»:
Движение по линии
танца (разминка по кругу);
Движение в круг, из
круга (игра «Надувайся
пузырь»);
Движение по кругу в
одну, и в другую сторону
(игра «Вертолеты») .

1 группа:
10 часов;
2 группа:
10 часов.

2.
Рисунок танца
«Линия».
3.
Рисунок танца
«Колонна».
4.
Рисунок танца
«Змейка» (можно
разучивать в течении
музыкальноритмической
игры «Хоровод»,
«Паровозик», «Ниточкаиголочка»).
5.
Рисунок танца
10

«Улитка» (игры
«Клубочек», «Хоровод»).

6.

1.
Научить детей
Концертная
деятельность. двигаться в
соответствии с
музыкой.
2.
Развивать
память,
актерское
мастерство.

6.
Свободное
размещение по залу (игра
«Полянка», «Умные
горошины»).
1.
Выступления на
утренниках.
2.
Выступление на
открытых уроках в конце
полугодия или года.

1 группа:
12 часов;
2 группа:
12 часов.

3.
Репертуар:
«Зоопарк»;
3.
Готовить детей
«Музыкальные
к самостоятельной
молоточки»;
концертной
«Ладожки»;
деятельности на
«Тучка»;
утренниках в возрасте
«Машина»;
5-7 лет (в старшем
«Раз, два, три…»;
дошкольном
«Левая и правая»;
возрасте).
«Грибочки».

1
группа:
64 часа;
2
группа:
64 часа.
Тематическое планирование курса «Хореографическая студия»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Тема
Задачи
Содержание
Количество
часов

Общее количество академических часов:

№
1.

2.

1.
Познакомить
детей с историей
рождения танца,
жанрами
танцевального
искусства.
2.
Рассказать о
пользе хореографии.
Закрепить
Музыкально 1.
ритмические знания, полученные
игры.
в возрасте 3-5 лет.
2.
Учить
анализировать
музыкальное
Введение.

Беседа: «Её Величество Терпсихора».

3 группа:
2 час.

1.
Задания на анализ
музыкальных
произведений.

3 группа:
8 часов.

2.
Умение выделять
сильные и слабые доли на
слух
(хлопками,
11

произведение,
притопами,
взмахом
двигаться в
платочка).
соответствии с
3.
Такт:
Творческая
характером, динамикой задача
–
поочередное
музыки.
выстукивание на каждый
такт (2/4, ¾, 4/4), дети
начинают
движение
поочередно, на каждый
следующий такт;
a.
Игра «Эхо», «А ну-ка
повтори»
4.
Музыкальный

3.

Партерная
гимнастика

жанр:
Полька, марш,
вальс (устно определить);
Игра «Марш-полькавальс».
1. Подготовить
1.
Упражнения
на
двигательный аппарат развитие стоп «Утюжки»,
«Клювики».
к исполнению
сложных танцевальных Все виды шагов, ходов,
проходок.
движений и
2.
Упражнения
для
комбинаций.
укрепления мышц спины и
2.
Развить
правильной
физические
и выработки
осанки:
«Цветочек»,
психомоторные
«Василек»,
понятие
способности детей.
постановка корпуса.
Исправить
дефекты
Упражнения
на
осанки (при помощи 3.
знаний и умений о укрепление позвоночника
правильной постановке путем поворотов и наклонов
корпуса).
корпуса:
«Салют»,
«Ванькавстанька»,
«Мельница».

3 группа:
6 часов.

4.
Упражнения
на
гибкость, развитие мышц
брюшного
пресса:
«Стеночка»,
«Самолет», «Лодочка»,
«Велосипед»,
«Корзиночка», «Коробочка».
5.
Упражнения
укрепления
ног,
тазового пояса:

для
бедер,

12

4.

5.

Развивать
Танцевальная 1.
разминка.
мышечный аппарат
детей.
2.
Развивать
память, мышление.
3.
Подготовить
ребенка
к
разучиванию этюдов,
танцевальных
номеров.

6.
«Карандаш»,
«Часики», «Ножницы».
1.
Комплекс движений 3 группа:
разминки
по
кругу 6 часов.
(проучиваются все ходы,
шаги, проходки, подскоки,
голоп, бег на полупальцах,
галоп, бег с откидывание
ноги
назад,
бег
с
подниманием
коленей
вперед,
марш
на
полупальцах) .
2.
Комплекс движений
разминки
в
линиях,
используя образы животных
и
растений,
соединяя
танцевальные движения в
танцевальные комбинации.

3.
Упражнения
на
развитие
равновесия
и
устойчивости:
«Цапля»,
«Цапля клювик открывает»,
«Морковь»
(используя
различные положения рук).
3 группа:
1.
Развивать силу Экзерсис на середине зала.
Основы
классического и эластичность рук, 1.
8 часов.
Точки зала (по
танца.
ног, спины.
системе А.Я. Вагановой).
2.
Формировать
2.
Положение enface.
правильную осанку не 3.
Позиции ног: I, II, III
только в положении (свободные).
стоя, но и в движении.
4.
Позиции рук:
3.
Учить
подготовительное
правильному
положение, I, II, III позиции.
дыханию (особенно во
Понятия рабочая и
время
прыжковых 5.
опорная нога.
комбинаций).
6.
Исполнение demi plie
по I позиции ног.
7.
Исполнение releve по
I позиции ног.
8.
Перегибы корпуса.
9.
Исполнение sauté по I
свободной позиции ног.
13

6.

Рисунок
танца.

1.
Приобрести
навыки свободного
перемещения
в
пространстве.
2.
Изучить
простые
рисунки
танца и перестроения
из рисунка в рисунок.
3.
Привить
навык запоминания,
развить зрительную
память.

1.
Движения по линии
танца.

4.
Привить
навык
держать
равнение.

3.
Рисунок танца:
«Колонна», «Линия»,
понятие шахмотный
порядок.

2.

3 группа:
4 часа.

Рисунок танца

«Круг»: Замкнутый;
Раскрытый
(полукруг);
Круг в круге;
Понятие – лицом в
круг, лицом из круга;
Круг парами; Два круга.
Научить перестраиваться из
одного вида в другой.

4.
Понятие
«Диагональ».
5.
Рисунок танца
«Клубок», «Змейка»,
«Ворота».

7.

Элементы
народного
танца.

1.
Познакомить
детей с историей
русского танца,
танцами других
народностей и
национальностей.
2.
Рассказать об
их отличительных
особенностях,
различной манере
исполнения.
3.
Обучить
основам народных
танцев.

Научить перестраиваться из
одного рисунка в другой,
используя сочетание
рисунков в этюдах, танцах.
1.
Введение в предмет
народный танец, предмет
русский танец.
2.
Постановка корпуса.
3.
Изучение основ
русского танца:
Работа рук в русском
танце;
Навыки работы с
платочком;
Русский поклон;
Развитие
подвижности стоп
(«елочка», «гармошка»,

3 группа:
10 часов.

«ковырялочка»);
Ходы и проходки;
Подготовка к дробям
14

(притопы, удары стопой,
каблуком);
Хлопки и хлопушки
(по груди, по бедрам).
4.
Изучение основ
народного танца:
Народов севера;
Немецких танцев;
Польских танцев;
Белорусских танцев.
8.

9.

Элементы
бальных
танцев.

1.
Познакомить
детей
с
историей
зарождения бального
танца.
2.
Изучить
«Падеграз».

Введение в предмет.
3 группа: 10
Разучить танец танец «Паде- часов.
граз».
Изучить основные движения
и элементы танца «Вальс»:
Основной шаг (впередназад,
из стороны в сторону);

3.
Разучить
основные
элементы Вальсовая дорожка; Работа
«Фигурного вальса».
в паре (положение рук,
повороты в паре, повороты
девочки под рукой
партнера); Перестроения
вальсовой дорожкой в
разные рисунки танца.
Научить
детей Выступления на праздниках, 3 группа: 10
Концертная 1.
деятельность. самостоятельно
утренниках, конкурсах,
часов.
двигаться под музыку. мероприятиях.
2. Подготовить детей к Репертуар:
выступлениям
на Хоровод «Снежинки»;
праздниках,
Пляска «Девченки и
утренниках, конкурсах. мальчишки»;
«Тучка»;
«Солнечный зайчик»;
«Сказочный самолет»;
«Весна»;
«Вальс цветов».
Общее количество академических часов:

3 группа: 64
часа.

15

Диагностика уровня хореографической подготовленности детей.
Диагностика уровня хореографической подготовленности детей осуществляется во время
непосредственно образовательной деятельности «Хореографическая студия» дважды в
год: начало и конец года. Диагностические задания включены в планы занятий и не
требуют дополнительного времени для проведения.
Уровень
хореографической
посредством следующих критериев:

подготовленности

определяется

1. Уровень развития музыкально-ритмических способностей ребенка.
2. Уровень развития природных данных детей.
3. Уровень усвоения танцевального репертуара.
По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: высокий, средний,
низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения
ребенком диагностического задания. Как правило, низкий уровень предполагает
практически невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне
ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. А на высоком уровне выполняет
задание самостоятельно.
Полученные

детьми

результаты

заносятся

в

таблицу.

Анализ

полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения курса группой в
целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи
отдельным детям. Использование результатов диагностики позволяет работать с опорой
на знания об индивидуальных возможностях каждого ребенка.

16

Диагностика уровня хореографической подготовленности детей
№
Фамилия, Имя
ребенка

возрастной_группы №___________.
Уровень развития
Уровень развития
музыкальноприродных данных
ритмических
детей
способностей
ребенка
Начало
Конец
Начало
Конец
года
года
года
года

Уровень усвоения
танцевального
репертуара
Начало
года

Конец
года

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».