Здоровье сберегающие технологии
01.10.2022
Сичанбаева Юлия Султановна
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС — это комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Их цель — поддержание высокого уровня здоровья дошкольников, формирование у них качественных знаний и навыков построения активного и здорового образа жизни.
Некоторые направления здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
• Технологии сохранения и стимулирования здоровья. К ним относятся динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения, подвижные и спортивные игры, релаксация.
• Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся физкультурные и проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, беседы о здоровье, «Дни здоровья», самомассаж.
• Коррекционные технологии. К ним относятся технологии музыкального воздействия, арт- и сказкотерапия, песочная терапия, ароматерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика.
Некоторые виды здоровьесберегающих технологий:
• Физкультминутки. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
• Игротерапия. Подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность проявить эмоции, переживания, фантазию, самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов, стать увереннее в себе.
• Ритмопластика. Это пластика специальных движений, которая сопровождается под музыку и имеет оздоровительный характер.
Некоторые задачи здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС:
• формировать здоровьесберегающее поведение в условиях ДОУ;
• создавать комфортную психологическую ситуацию в группе;
• развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
• корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
• создавать у детей представление о функционировании различных органов и систем организма человека;
• развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
• объединять усилия педагогов и родителей для создания максимально комфортных условий обучения методикам сохранения и укрепления здоровья.
Н.Ф. Коробовой «Пальчиковая гимнастика с предметами»
17.09.2025
Бачина О.В., Коробова
Н.Ф.
Б 32 Пальчиковая гимнастика с предметами.
Определение ведущей руки и развитие паныкои письма у детей 6-8 лет:
Практическое пособие дли педагогом и родителей. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:
АРКТИ, 200$. МН С {Развитие и воспитание)
В учебном пособии предлагаются комплексы пальчиковой
гимнастики, с помощью которой дети дошкольного и младшего
школьного возраста смогут развивать п совершенствовать «топкие»
движения пальцев рук. Даются рекомендации педагогам и родителям по определению
ведущей руки ребенка, уроним сформированное™ ее мелкой моторики, по созданию
благоприятных условий для активного формирования
двигательных навыков, необходимых для успешной адаптации к
школе.
Пособие адресовано педагогам и родителям,
заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом
и в развитии их речи.
Во всех упражнениях лучше использовать ученическую ручку с гранями.
САМОМАССАЖ (ГЛУБОКИЙ)
ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ
Исходное положение:
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она
оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.
Содержание упражнения:
Выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой
части кисти руки.
Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом попружинить
мышцы.
Дозировка:
3-4 раза для каждой
части кисти.
Исходное положение:
Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном положении
между ладонями и выполняет функции массажера.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями
ладоней.
Дозировка:
До 5 движений с
ориентировкой на ведущую руку.
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ И
ПАЛЬЦЕВ
Исходное положение:
Не выпуская ручку, повернуть ладони так,
чтобы одна была сверху, а другая — снизу. Ручка находится в горизонтальном
положении между ладонями и выполняет функции массажера.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от
начала ладони до кончиков пальцев.
Дозировка:
До 5 движений с
ориентировкой на ведущую руку (ладонь).
САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ
Исходное положение:
Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев Ручка
находится в вертикальном положении.
Содержание упражнения
Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперед-назад,
слегка нажимая на нее.
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев,
большого и безымянного, большого пальца и мизинца.
Дозировка:
До 4-5 движений-
САМОМАССАЖ
(поверхностный) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ
Исходное положение:
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть ее ладонью с выпрямленными
пальцами.
Содержание упражнения:
Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до
запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей ученическую ручку.
Дозировка:
До 3-4 движений от кончика каждого пальца.
САМОМАССАЖ ПОДУШЕЧКИ
БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА
Исходное положение:
Положить ученическую ручку горизонтально на ладонь ведущей руки — на
подушечки четырех пальцев.
Содержание упражнения:
Подушечкой большого пальца перетирающими
движениями, слегка нажимая, перемещать ручку вниз-вверх.
Дозировка: до 5 движений.