Лаборатории интересных открытий «Знайка»

01.10.2022

 Детская лаборатория – это специально созданная среда, направленная на развитие всех специфически детских видов деятельности (игра, экспериментирование, познание). Ребенок не может развиваться полноценно вне реальных действий, а только на чисто наглядном и вербальном уровне. Детская деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть определенные объекты и средства, сформированы соответствующие им способы действия. Если в детском саду нет необходимой развивающей среды, у ребенка исчезает стремление узнавать что-то новое.


 В Федеральном государственном образовательном стандарте установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в образовательном процессе. Ведь стимулирование независимой исследовательской деятельности происходит только через грамотно организованную предметно-пространственную развивающую образовательную среду. Перед руководством ДОУ встала задача: как, с одной стороны сконцентрировать все имеющиеся развивающие средства в специальном перепрофилированном для этой цели помещении, а с другой – позволить лаборатории стать базой и для специфической игровой деятельности воспитанников. Цель организации такой лаборатории в детском саду – это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении опытов и наблюдений, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её. Именно здесь дети перевоплощаются в учёных, биологов, медиков, они проводят опыты, экспериментируют, наблюдают различные явления, проявляют пытливость ума, и защищают свои первые проекты. 


В нашей лаборатории имеется необходимое количество мебели, стеллажей для материалов и приборов, и различных материалов. Рядом располагаются столы для работы детей. Все это активно используется в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности воспитанников. Конечно же, эстетическим элементам (картинкам, эмблемам, игрушкам) в нашей лаборатории отведено достойное место. Всё пространство – в открытом доступе для детей, лишь эмблемы - символы «Правила поведения в лаборатории» предупреждают, какое оборудования можно брать самим, а какое - только в присутствии взрослого. Ведь обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания. 

В лаборатории для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП), педагоги детского сада имеют практическую возможность изучать новинки игрового оборудования, согласно ФГОС ДО, могут пользоваться необходимым инвентарем в групповых помещениях, или провести занятие в самой лаборатории и реализовывать возможности интегрирования различных видов детской деятельности в образовательную программу. Воспитатели используют ресурсы лаборатории по-разному: проводят подгрупповые занятия, индивидуальные, в зависимости от цели, которую преследует педагог. 


Специально организованная в лаборатории исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях и объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Педагогам известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. 


Чем еще хороша наша лаборатория? Неоценима возможность трансформации лаборатории в интерактивную среду для проведения семинаров, вебинаров, дистанционного обучения и лекций, для любых встреч педагогов, коллег, проведения Школы молодого воспитателя в рамках деятельности Городской Ассоциации педагогических работников дошкольных организаций г. Екатеринбурга. В дальнейшем хотелось бы организовать сотрудничество с родителями воспитанников, заинтересованными в получении детьми современного образования. В нашем арсенале много увлекательных мастер-классов по экспериментированию для родителей. Совместно с родителями дети в процессе деятельности научаться организовывать и осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Ведь самое сложное для ребят - это защита детско-взрослых проектов. Совместное творчество способствует развитию детей дошкольников, а помощь педагогов и родителей бесценна в реализации детских идей, а у родителей в ходе мастер-классов приобретаются новые умения, возможность лучше узнать своего ребенка, говорить с ним «на одном языке». 

01.09.2024

Слайд 1

 «Лаборатории интересных открытий»

Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста через изучение физических явлений.

 

Слайд 2

Маленькие дети - прирожденные исследователи. Простые в исполнении эксперименты не только приводят в восторг малышей, но и развивают любознательность, учат устанавливать причинно-следственные связи, расширяют представления о мире и свойствах вещей.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познании окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В старшем дошкольном возрасте ребенок задумывается о таких физических явлениях, как: магнетизм, свет, электричество, притяжение.

Слайд 3

 

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их и сделать выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.

Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка-дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

В рамках работы "Лаборатории интересных открытий "Знайка" мы проводим различные опыты, раскрываем суть физических явлений.

 

Слайд 4

В рамках сетевого взаимодействия с сетевой площадкой «Крисмас» в 2020 году был создан педагогический проект «Лаборатория интересных открытий» для детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта - практико-ориентированный;

Участники - дети и родители подготовительной группы, педагоги детского сада.

 

Слайд 5

Маленький ребенок познает окружающий мир деятельностным путем с помощью экспериментирования, манипулирования, наблюдения за ближайшим окружением. Задача взрослого – помочь ему в этом. Такое возможно только при организации в дошкольном учреждении необходимых условий для раскрытия ребенком всех своих способностей, при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний.

Слайд 6

Поэтому в нашем детском саду было принято решение создать «Лабораторию интересных открытий» для организации практических исследований, проведения научных и технических опытов, развития заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её и применять в практической деятельности.

Слайд 7

Были созданы условия для систематизации эколого-ориентированной исследовательской деятельности старших дошкольников, посредством создания «Лаборатории интересных открытий», с использованием набора для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник» Учебного центра ЗАО «Крисмас+».

Слайд 8

Разработали и внедрили в педагогическую практику МБДОУ кейсы дидактических, методических и интерактивных занятий (мероприятий) для старших дошкольников, направленных на развитие познавательных способностей.

Слайд 9

Создали условия для формирования профессиональной компетентности педагогов в области современных педагогических технологий, и взаимообогащения в сетевом взаимодействии.

Разработали механизм оценки и обеспечения качества образования в соответствие с направлениями проекта.

Слайд 10

Результатами работы по проекту стали:

· систематизация эколого-ориентированной исследовательской деятельности старших дошкольников;

· создание картотеки кейсов дидактических, методических и интерактивных занятий (мероприятий) для старших дошкольников;

· интеграция экспериментально-исследовательской деятельности с тематическим планом комплексной образовательной программы и модулями парциальной программы «STEM-образование дошкольников и младших школьников»;

· создание банка образовательных мероприятий по экологическому воспитанию, развитию кругозора старших дошкольников для педагогов дошкольных организаций.

Слайд 11

На основе наработанных материалов была представлена дополнительная образовательная программа «Лаборатория интересных открытий «Знайка»» для детей 6-7 лет сроком обучения 1 год.

Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в естественно-научной деятельности. Обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые также реализуются через систему дополнительного образования детей.

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познания окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Слайд 12

При реализации дополнительной образовательной программы «Лего-конструирование и основы робототехники» были выявлены талантливые дети с основами инженерного мышления и техническими наклонностями. В следствии реализации технических проектов по программированию и робототехнике возникли проблемы в освоении и понимании детей основ.

Научно-технический мир казался детям фокусом и не позволял связать технические знания с физическим миром и явлениями. Тогда было принято решение о расширении блока дополнительной образовательной программы «Лаборатория интересных открытий «Знайка»» Относящейся к изучения электрических приборов.

Были внесены изменения в блок «Статическое электричество. Электричество. Ток. Магнетизм.». Только через естественно-научное представление можно объяснить технические продукты научной деятельности.

Слайд 13

 

Темы «Статическое электричество» и «Магнетизм» реализовывались с помощью «чемоданчика юного исследователя» для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник» Учебного центра ЗАО «Крисмас+» и материала по физике подобранного и переработанного для детей дошкольного возраста, педагогом Сичанбаевой Юлией Султановной, ведущим данную дополнительную образовательную программу.

Слайд 14 /

Слайд 15

Для реализации сложной темы «Электричество. Ток.» администрацией детского сада был приобретен электромонтажный столик.

Педагогом переработан материал по физике для доступного восприятия детьми дошкольного возраста темы «Электричество. Ток.».

Слайд 16/

Слайд 17

«Магнетизм»

Метод наблюдения – является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

 - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

- за изменением и преобразованием объектов.

Игровой метод, предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Метод эксперимента - контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Метод проектов - это емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Выбранная тема проецируется на все образовательные области, что позволяет ребенку прожить тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Слайд 18/

Слайд 19

У детских садов и начальной школы есть социальный правительственный заказ: формирование у детей инженерно-технического мышления. Это стратегически важно для страны. Основы закладываются с 3 до 8 лет, и дальнейшее образование всё опирается на них.

С введением Федерального образовательного стандарта это направление уже реализуется в основной образовательной деятельности. Оно параллельно интегрируется с дополнительным образованием, опирается на детскую самостоятельность и детскую инициативность.

Все детские сады, в том числе частные, начали работать по-новому. На смену устаревшим за 10 лет образовательным стандартам пришла новая программа. Теперь дошколят не только развивают и обучают, но и формируют важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.

Слайд 20

 

В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных трудящихся кадрах. Имеется недостаток инженерных сотрудников и излишек менеджеров, адвокатов. Появляется надобность приобщать детей к инженерным наукам уже со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.

Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трех инструкциях: конструктивная работа, познавательно-исследовательская работа, становление логико-математического мышления.Хочу такой сайт

Экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального и эстетического становления, для овладения трудовыми способностями. Экспериментирование развивает пытливость ума, знакомит со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формирует умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.

 
Формирование естественно - научных представлений Сичанбаева Ю.С..pdf (скачать) (посмотреть)

Эксперименты из блока «Такая разная вода – лед, жидкость, пар»

01.10.2025

Слайд 1

 

«Лаборатории интересных открытий»

Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста через изучение физических явлений.

Педагог: Сичанбаева Юлия Султановна 

                  МБДОУ детский сад № 402 города Екатеринбурга

Слайд 2

 

Ребенок познает окружающий мир деятельностным путем с помощью экспериментирования, манипулирования, наблюдения за ближайшим окружением. Задача взрослого – помочь ему в этом. Такое возможно только при организации в дошкольном учреждении необходимых условий для раскрытия ребенком всех своих способностей, при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний.

Слайд 3

Наше взаимодействие с сетевой площадкой «Крисмас» началось с 2020 года.

В рамках педагогического проекта была создана «Лаборатория интересных открытий «Знайка» для детей старшего дошкольного возраста. Где мы проводим вместе с детьми различные опыты и эксперименты, раскрываем суть физических явлений.

Слайд 4

 

В нашем детском саду деятельность Лаборатории направлена на организацию исследований, проведение научных и технических опытов, развитие заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации, умении анализировать её и применять в практической деятельности.

 

Слайд 5

 

В нашей лаборатории имеется необходимое количество мебели, стеллажей для приборов и различных материалов. Рядом располагаются столы для работы детей. Все это активно используется в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности воспитанников.

Всё пространство – в открытом доступе для детей, лишь эмблемы - символы «Правила поведения в лаборатории» предупреждают, какое оборудования можно брать самим, а какое - только в присутствии взрослого. Ведь обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания.

 

Слайд 6

 

Работа в такой лаборатории позволяет детям перевоплощаться в учёных, конструкторов, биологов, проводить опыты, экспериментировать, наблюдать различные явления и защищать свои первые проекты.

В группе расположены следующие центры:

Центр Воды, где дети изучают различные свойства воды;

Центр Песка, где можно изучать не только свойства песка, но и глины, камней, а старшие дошкольники знакомятся с основами минералогии.

Центр Живой природы, где дети могут видеть, как растут растения и что влияет на них.

Слайд 7

 

Этот проект является дополнением к реализации образовательной деятельности в области познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и реализует следующие задачи:

·                   Развивать у детей интерес к самостоятельному изучению окружающего мира и его разнообразных проявлений, а также простейших взаимосвязей между ними.

·                   Обучать детей использовать методы эксперимента для исследования объектов живой и неживой природы, а также их свойств и характеристик.

·                   Знакомить детей с сезонными изменениями в природе и деятельностью человека в разные времена года, формировать положительное отношение ко всем живым существам и желание заботиться о них.

Слайд 8

 

Для успешной деятельности лаборатории перед педагогическим коллективом были поставлены следующие задачи:

· систематизация эколого-ориентированной исследовательской деятельности старших дошкольников;

· создание картотеки кейсов дидактических, методических и интерактивных занятий (мероприятий) для старших дошкольников;

· интеграция экспериментально-исследовательской деятельности с тематическим планом образовательной программы и модулями парциальной программы «STEM-образование дошкольников и младших школьников»;

· создание банка образовательных мероприятий по экологическому воспитанию, развитию кругозора старших дошкольников.

Слайд 9

 

Педагогами детского сада были созданы условия для систематизированной эколого-ориентированной исследовательской деятельности старших дошкольников с использованием набора для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник» Учебного центра ЗАО «Крисмас+».

Наши педагоги создали и внедрили в работу детского сада разнообразные занятия, которые помогают развивать познавательные способности старших дошкольников.

Создали условия для формирования профессиональной компетентности педагогов в области современных педагогических технологий, и взаимообогащения в сетевом взаимодействии.

Разработали механизм оценки и обеспечения качества образования в соответствие с направлениями проекта.

Слайд 10

 

Представляем вашему внимаю наш опыт проведения интегрированных занятий по темам: «Вода», «Гидроэнергетика» и «Использование воды в различных технологиях».

Для реализации данных тем мы использовали «чемоданчик юного исследователя» для наблюдений и экспериментирования с природными объектами «Дошкольник»; материалы по физике, подобранные и переработанные для детей дошкольного возраста. Так же для занятий были взяты наборы конструкторов «Lego – первые механизмы» и учебно-инженерный комплекс «Gigo – набор «Креативная лаборатория».

Основным методическим пособием являлось руководство для воспитателей детских садов и родителей, «Наблюдение и экспериментирование с природными объектами» из набора «Дошкольник».

Слайд 11

 

Выбор этой темы был не случайным, так как вся история города Екатеринбурга связана с плотиной — это его сердце и остов. Уникальное гидротехническое сооружение считается одним из старейших во всей России. Плотина, прерывая течение реки Исеть, образует центральный городской пруд и служит автомобильным и пешеходным мостом.

В начале XVIII века император Пётр I, активно осваивая территорию Урала, повелел возвести на реке Исеть железоделательный завод. Чтобы вырабатывать энергию для приведения в действие механизмов, начальник горных заводов Василий Никитич Татищев принял решение построить мост-плотину на реке Исеть. 

Первый запуск сооружения произошёл 7 ноября 1723 года. Эта дата официально считается днём рождения города Екатеринбурга. 

Слайд 12

 

   Изучение технических процессов с детьми начинается с проведения простых наблюдений, бесед. Педагог обращает внимание на противоречия или особенности процесса, создает условия для возникновения интереса у детей. Дети увлекаясь вопросами, рассуждая переходят к изучению процессов, происходящих вокруг. Дети начинают выдвигать гипотезы.

Слайд 13

 

Дети совместно с педагогом провели эксперименты из блока «Такая разная вода – лед, жидкость, пар».

В ходе демонстрационных опытов с паром дети наглядно увидели, как работают свойства, лежащие в основе технологии тепловых двигателей. Это позволило им лучше понять взаимосвязь между природой и техническим прогрессом.

Такие опыты безопасны для детей, но при этом наглядно демонстрируют сложные физические процессы. Они могут стать отправной точкой для более глубокого изучения темы и развития интереса к науке и технике.

Данное детское экспериментирование показывает, насколько глубоко можно изучить свойства воды простыми способами. Этот блок экспериментов подводит детей к понимаю природы воды вокруг нас.

Слайд 14

 

Вода как двигатель. Движение воды приводит в движение мельницу, передавая свою энергию.

Вода движет целый механизм получая пользу.

Слайд 15

 

видео

Слайд 16

 

При помощи простых механизмов дети могут проследить путь технологического прогресса в истории человечества. Как развивалась научно технологическая мысль, как создавались и улучшались механизмы. Человек на основе полученных знаний об окружающей среде, получил много новых возможностей и создал механизмы, которыми мы пользуемся.

Полученные знания дети переносят в игру, поделки и постройки.

Слайд 17

Видео Юлии Султановны

 

Изучение воды и ее свойств через эксперименты помогает детям понять, как человек использовал знания об окружающей среде для создания механизмов.

Это способствует развитию у них научно-технологического мышления и уважения к достижениям прошлого. 

Проект также подчёркивает важность преемственности дошкольного и школьного образования.

Он показывает, как изучение отдельных областей науки, таких как физика и экологи может стать отправной точкой для дальнейшего образования и развития интереса к науке.

В целом, проект представляет собой ценный ресурс для педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Он демонстрирует, как можно использовать простые наблюдения и эксперименты для развития интереса детей.

 
Лаборатория интересных открытий МБДОУ дс 402 Екаеринбург 2025г..pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».