01.07.2024
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок
в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить
движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях,
приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
Сформированные
соответственно возрасту движения, двигательные качества и трудовые навыки
должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных
систем, высокой работоспособностью нервной системы.
К
семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки,
сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал
двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной
потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его
индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа
с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к
обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
В
современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как
педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма
ребенка, формирование необходимых знаний умений и навыков, воспитание
психофизических качеств.
Цель
физического воспитания дошкольников: воспитание
здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески
развитого ребенка.
Задачи
физического воспитания:
1.
Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка,
формирования у него основ здорового образа жизни.
2.
Обеспечение своевременного полноценного физического
развития всех органов и функций организма ребенка.
3.
Формирование физической подготовленности и развитие
физических качеств.
Являясь
составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств
содействует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, достижению
высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению
адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий,
направленных на совершенствование физической природы ребенка дошкольного
возраста, воспитание физических качеств, способствует развитию физической и
умственной работоспособности.
В
качестве средств формирования физических качеств рассматриваются:
–
естественные силы ребенка;
– рациональный двигательный режим жизни;
– физическая активность самих детей;
– художественные средства: литература, фольклор,
кинофильмы и мультфильмы;
– произведения музыкального и изобразительного
искусства;
– целенаправленное педагогическое воздействие;
– заинтересованность родителей в воспитании физических
качеств детей. В качестве основного специфического средства
физического воспитания традиционно используются физические упражнения. Они
направлены на развитие двигательных действий и реализуются в спортивных и
подвижных играх, гимнастиках, праздниках, развлечениях, простейших видах
туризма.
Гимнастика с
элементами йоги доступна детям любой категории:
с ослабленным
здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в
эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.
В отличие от других
физических упражнений, имеющих динамический характер, в йоге основное внимание
уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных,
осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную
нагрузку. Важная особенность йоги – сочетание физических упражнений с
расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том,
что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных
приспособлений.
Физические упражнения
йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов,
являются профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата и простудных
заболеваний. Они способствуют не только физическому укреплению ребёнка, но и
оздоровлению его психики.
Йога –
прекрасный вид двигательный активности, который удовлетворит потребность детей
в движении. Йога - прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит
потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми,
гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному
равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят
в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога
заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего
благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их
растущим телам, укрепит внутренние органы.
Йога —
это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное
средство борьбы с искривлением позвоночника.
Начиная заниматься
йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся
уважению к себе и другим детям.
Практика йоги
укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие
позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей.
Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей,
обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и
природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнования. Йога
способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в
будущем более спокойный мир.
Таким образом,
практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:
- развивает гибкость
и силу (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц,
расширяется спектр движений);
- улучшает осанку
(укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется
позвоночный столб);
- дает осознание
своего тела (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
- формирует
правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных
блоков и творческой энергии);
- способствует
концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация
интеллектуальных способностей);
- развивает
коммуникативные навыки (расширение словарного запаса);
- повышает самооценку
(растет уверенность в себе).