31.08.2023
«Говорящая среда
в спортивном и музыкальном залах детского сада
как эффективное средство поддержки детской инициативы»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Поддержка детской инициативы является так же необходимым условием для создания социальной ситуации развития дошкольника.
О «говорящей» среде в групповых пространствах в последнее время говорится достаточно много. Но что касается пространства за пределами группы, как дело обстоит здесь.
«Говорящая» среда в спортивном и музыкальном залах, так же как и в группах – это необходимые условия для раскрытия собственного потенциала, возможность проявить активность, инициативность, понять свою значимость. Именно этим должны руководствоваться педагоги, создавая вместе с воспитанниками нашу «говорящую» среду.
Далее рассмотрим элементы говорящей среды наглядно.
Места для публикации - в группах в спортивном и музыкальном зале необходимо место, где ребята могут выставить свои готовые продукты (рисунки, планы, тематические карточки и т.д.), а так же можно поставить небольшой столик и стульчики для выполнения задуманного в процессе занятия.
Так же одним из удачных вариантов может стать мобильное место для публикации (ширма и ленточный складной объемный домик), которое можно перемещать в удобное для деятельности и мероприятия место. Ребята сами выбирают какое из этих мест будут использовать, в зависимости от мероприятия или потребности.
В нашем детском саду перед музыкальным залом так же имеется место для публикаций по группам - «Творческая галерея». Здесь ребята могут показать свои творческие работы. Ранее в этом месте проходил общесадовский детский совет, но когда проект закрылся - осталась такая магнитная сетка на стене и ребята подготовительной группы предложили использовать ее так.
Инструменты, позволяющие услышать «голос» ребенка (опросники, задачники). Еще один элемент «говорящей среды», который позволяет увидеть, какие разные наши воспитанники и как по-разному они мыслят и чувствуют. Опросники - это, как правило, листы бумаги с таблицей, в которых написаны или нарисованы актуальные вопросы и места для детских ответов. Ответы могут быть как «+ или –», либо для старшего возраста предполагается вписывание буквами и цифрами. Задачники – по аналогии с опросниками это листы бумаги с вопросами. Уровни сложности, правила пользования, подходы использования абсолютно те же. Но главное отличие – это вопросы, выносимые для обсуждения. Вопросы к задачникам будут иметь правильные ответы (примерные вопросы: Сколько звуков в слове МАМА, как называется круглая резиновая игрушка, сколько будет 2+1).
Украшение зала детьми и по их задумке. Украшения могут быть как долгосрочными (на несколько месяцев), так и краткосрочные (к определенному событию). Например, украшение к осеннему празднику, к спортивным соревнованиям, оформление фотозоны по задумке детей и выполнение детскими руками с возможной помощью взрослого если необходимо.
Пример из нашей работы в предновогодний период, который мне бы хотелось отметить: в один из новогодних праздников ребята предложили нарядить елку не обычными покупными украшениями, а изготовить их самим. Это предложение поступило от ребят подготовительной группы, но его поддержали и другие группы и педагоги совместно с родителями. Так у нас получилась так называемая «Handmade-елка».
Навигация. Ребята подписывают или используют нарисованные изображения для определения зон, предметов, их назначения. Самое главное здесь - работать вместе с детьми, обсуждать каждую идею с точки зрения разумности, целесообразности и эффективности. Ребятам нужно объяснить, напомнить, что в сад приходят новые ребята и им сложно в незнакомой обстановке первое время и такие подсказки очень выручают.
В нашем музыкальном и спортивном залах используются и письменные указатели, и картинки для младшего возраста. А так же у нас есть указатели на двери спортивного и музыкального зала. Все выполнено руками детей и по их предложению.
Так же в холле возле музыкального зала имеется меловая стена, на которой ребята предложили изобразить навигацию (план) по детскому саду. Это тоже возможный вариант детской Навигации.
Правила. Как и в группах залах могут быть «Правила музыкального зала» и «Правила спортивного зала». Они могут быть размещены у входа на двери и периодически пополняются и изменяются в зависимости от ситуаций и потребностей. Для чего они нужны? Они создают барьер безопасности для проявления детской самостоятельности. Потребность в четком соблюдении правил является одной из важных потребностей детей. А так же согласно Стандарту один из целевых ориентиров гласит, что умение подчиняться разным правилам и социальным нормам так же актуально. Ну и наконец, «правила» очень хорошо способствуют сплочению детей.
Доски выбора. В рамках проектной деятельности, и не только, неотъемлемым элементом является планирование. Узкие специалисты так же должны предоставить возможность планирования с помощью выбора деятельности детьми. В зале могут быть одна или две небольшие магнитно-маркерные доски, одна для младших групп, вторая для старших. Малыши могут выстраивать деятельность с помощью картинок (что они хотят сначала выполнить на музыкальном или физкультурном занятии, что потом), старшие могут записать. Таким образом, педагог может поддержать интерес ребят (они же сами запланировали), но в то же время выполнить все этапы образовательной деятельности по плану (пение, игра, слушание, разминка и т.д.). Иногда мнения ребят могут расходиться. В этой ситуации помогают воспитатели, сообщая, кого из ребят можно поощрить в данный день и именно этот ребенок выбирает, как поступить. Именно так индивидуально можно найти выход в таких ситуациях.
Рефлексивное дерево( доска, солнышко и т.д.). В конце занятия ребята по желанию могут оставить «свое яблочко»( «лучик», «сердечко» и прочее) на дереве с отзывом. Это может быть собственный нарисованный смайлик на стикере, либо готовый напечатанный.
Продукты детской деятельности. Воплощая детскую инициативу, совместно с детьми и родителями, можно расширять говорящую среду, создавая игры, музыкальные инструменты, декорируя пространство. Это могут быть игрушки сделанные детьми, инвентарь, украшения, дидактические игры и тематические карточки и т.д. Все изготовляется детьми и по их задумке и служит украшением зала, либо используется в образовательной деятельности.
В завершение хочется отметить, что не всегда получается легко перестроиться, понять и принять. Но время не стоит на месте, все меняется и мы должны меняться тоже, и здесь очень актуально правило «одного процента» Юлии Валерьевны Илюхиной, которое гласит: по одному проценту, но каждый день!