07.09.2022
Старшая
группа
Социально-коммуникативное
развитие
Испытывает потребность в общении со
сверстниками, налаживает позитивный контакт, используя вербальные и невербальные
средства общения.
Умеет выбирать роль в соответствии с
сюжетом в игре со сверстниками, воспроизводит социальную модель, отбирает атрибуты
для игры, передаёт эмоциональное состояние персонажа. Участвует в
театрализованных представлениях. Осознанно использует в игре средства эмоциональной
выразительности.
В конфликтной ситуации со сверстниками
умеет с ними договариваться.
Адекватно реагирует на просьбы и
поручения взрослого.
Осознаёт свои эмоции, способен
сопереживать, эмоционально откликается на переживания другого человека.
Обращается к воспитателям и сотрудникам
дошкольной образовательной организации, с которыми знаком, по имени и отчеству.
Знает и соблюдает элементарные правила
поведения в образовательной организации, на транспорте.
Знает и соблюдает элементарные правила
бережного отношения к природе и животным, проявляет заботу о животных.
Знает и соблюдает правила дорожного
движения, поведения на улице, на транспорте, различает сигналы светофора.
Отличает проезжую часть дороги от
пешеходной, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра».
Называет своё имя и фамилию, возраст,
свой адрес, имена родителей.
Понимает, что в определённых опасных ситуациях
надо обращаться за помощью к взрослому, вызывать «скорую помощь», пожарных,
полицию.
Имеет представление о России как
огромной, многонациональной стране.
Знает:
—
что принимать пищу можно только в специально отведённых местах;
—
последовательность одевания и назначение разных предметов одежды при различных
погодных условиях;
—
основные трудовые действия библиотекаря, пожарника, почтальона и т. д.;
—
элементарные правила поведения в городе и на природе;
—
состав семьи, родственные отношения, распределения семейных обязанностей;
—
виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Имеет представление:
—
о домашней хозяйственной деятельности взрослых;
—
некоторых профессиях людей (в том числе театральных, военных,
сельскохозяйственных) и взаимопомощи людей разных профессий;
—
роли гигиены, закаливания и режима дня для здоровья человека;
—
труде людей по уходу за домашними животными;
—
школе;
—
государстве и принадлежности к нему;
—
родном крае и его достопримечательностях;
—
себе, составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных
обязанностей, семейных традициях;
—
правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике,
в театре, в библиотеке, на транспорте);
—
народных промыслах.
Может:
—
соблюдать элементарные правила поведения во время еды;
—
самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, самостоятельно
одеваться и раздеваться;
—
следить за одеждой и обувью (сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью);
—
выполнять поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы;
—
выполнять обязанности дежурного по столовой, правильно сервировать стол.
—
аккуратно убирать игрушки в отведённое для них место;
—
назвать несколько профессий, рассказать о действиях этого человека;
—
поддерживать порядок в игровом уголке, в своём шкафчике, поддерживать порядок
на рабочем месте во время занятий рисованием, аппликацией, лепкой и другими видами
деятельности;
—
выполнять поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы (под
присмотром воспитателя);
—
самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской
деятельности).
Познавательное
развитие
Знает:
—
свой адрес, название родного города (села), страны, её столицы;
—
родственные отношения;
—
семейные праздники;
—
основные трудовые действия библиотекаря, пожарного, почтальона и т. д.;
—
виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;
—
названия частей суток;
—
о сезонных изменениях в природе;
—
взаимодействии человека с природой в разное время года;
—
значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;
—
зимующих птиц;
—
элементарные правила поведения в городе и на природе;
—
о правилах личной безопасности.
Имеет представление:
—
о флаге, гербе, мелодии гимна;
—
наиболее важных событиях в истории страны (годы войны, День Победы и др.);
—
строении своего тела;
—
правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике,
в театре, в библиотеке, на транспорте);
—
смене частей суток;
—
животных и растениях (обобщённое представление);
—
сезонных явлениях (обобщённое представление).
Может:
—
устанавливать последовательность событий;
—
назвать текущий день недели;
—
пользоваться календарём природы;
—
устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
—
различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям, плодам;
—
ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
—
классифицировать предметы и называть материалы, из которых они сделаны;
—
применять навыки личной гигиены;
—
правильно вести себя на занятии (давать полный ответ, задавать вопросы и т.
п.).
Считает по порядку до десяти, соотносит
число с его символьным обозначением.
Находит состав числа из единиц или из
меньших чисел на наглядной основе, сравнивает числа в пределах 10.
Сравнивает два множества методами
соотнесения и пересчётом.
Решает простые задачи на
пространственное воображение: определяет по части целую фигуру, видит на
чертеже фигуры с наложением, называет геометрические фигуры (треугольник,
квадрат, круг, овал, прямоугольник).
Решает логические задания: группирует по
признаку или его отрицанию, определяет лишнее.
Ориентируется на плане по заданной
схеме.
Проявляет элементы творческого мышления:
принимает участие в обсуждении творческих задач, предлагает свои варианты
решения.
Речевое
развитие
Употребляет в речи имена прилагательные
и глаголы, подбирает точные по смыслу слова к речевой ситуации.
Подбирает синонимы и антонимы к заданным
словам разных частей речи.
Понимает и употребляет разные значения
многозначных слов.
Дифференцирует обобщающие понятия (дикие
и домашние животные).
Образует название детёнышей животных
(«лиса — лисёнок», «корова — телёнок»); подбирает однокоренные слова, согласует
имена существительные и имена прилагательные в роде и числе.
Образует трудные формы повелительного и
сослагательного наклонения («спрячься!», «потанцуй!», «искал бы»); родительного
падежа («зайчат», «жеребят», «ягнят»).
Строит сложные предложения разных типов.
Дифференцирует пары звуков [с — з], [с —
ц], [ш — ж], [ч — щ], [л — р], различает свистящие, шипящие и сонорные звуки,
твёрдые и мягкие.
Проводит звуковой анализ слова.
Соотносит слово с его звуковой моделью.
Читает прямые слоги.
Изменяет силу голоса, темп речи,
интонацию в зависимости от содержания высказывания.
Подбирает слова и фразы, сходные по
звучанию. Связная речь.
В пересказывании литературных
произведений интонационно передаёт диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
Составляет описание, повествование или
рассуждение.
Развивает сюжетную линию в серии картин,
соединяя части высказывания разными типами связей.
Художественно-эстетическое
развитие
Различает произведения разных жанров
художественной литературы, в том числе произведения малых фольклорных форм
(пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы).
Подбирает эпитеты, сравнения, метафоры и
другие формы художественной выразительности.
Самостоятельно создаёт выразительные
образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных
представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки
(форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные
взаимосвязи между ними, а также своё личное отношение.
В разных видах изобразительной
деятельности стремится к воплощению развёрнутых сюжетов; в декоративно-оформительской
деятельности создаёт изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение
предмета.
Самостоятельно создаёт конструкции из
разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и
других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных), свободно
сочетая и адекватно взаимозаменяя их в соответствии с конструктивной задачей
или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий,
самостоятельно планирует работу и анализирует результат.
Успешно применяет освоенные
художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих
творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия,
коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами, киригами и
др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется
изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию
в окружающем мире.
Узнаёт основную часть программных
музыкальных произведений, может определить их названия.
Способен рассказать о содержании
прослушанных музыкальных произведений.
Может охарактеризовать в общем виде
художественно-образное содержание музыкальных произведений.
Имеет первоначальные певческие навыки.
Выразительно исполняет народные и
композиторские песни в удобном диапазоне.
Владеет первоначальными навыками игры на
шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле.
Различает клавишные и струнные
музыкальные инструменты.
Умеет двигаться под музыку, выражая её
настроение.
Планируемые
результаты освоения программы «Видим, понимаем, создаём»
Рисование. Создаёт линии различных
направлений и кривизны. Осуществляет штриховку линиями различной кривизны,
элементами геометрического характера. Осуществляет копирование линий на
точечной и клетчатой основе. Использует в рисунке чередование цветов и цветовых
переходов.
Лепка. Создаёт рельеф на фоне с
использованием схемы.
Лепит объёмные фигуры, изображающие
различные образы и ситуации, по схеме и без неё.
Аппликация. Моделирует по силуэтной
расчленённой и нерасчленённой основе (4–8 элементов). Заполняет силуэт мелкими
частями (перья, листья) для создания образа. Передаёт статику и динамику.
Планируемые
результаты освоения программы «Развитие воображения дошкольников в
изобразительной деятельности».
Проявляет интерес к изобразительной
деятельности.
Владеет навыками размышления, активного
думания о целях, путях и способах воплощения художественного замысла.
Владеет способами практического
соединения цветов на рисунке и способов их перцептивного соединения, умеет отличать
согласованные сочетания цветов от несогласованных, их взаимодействие между
собой.
Выражает свои переживания, чувства,
мысли доступными изобразительно-выразительными средствами.
Умеет работать красками, карандашами.
Знаком с основными цветами, со способами
смешения красок и получения новых цветов, использует их в работе самостоятельно.
Инициативен и самостоятелен в постановке
и решении изобразительных «сверхзадачи», организации детских диалогов и
дискуссий по поводу создаваемых продуктов.
Развито реалистическое видения мира
(реализм воображения).
Ориентирован на обобщённую позицию
другого человека, выражает собственный замысел в образе такой позиции (коммуникативно-смысловая
функция воображения).
Выделяет не только сами объекты, но и
отношения между ними; действует именно с отношениями, обобщает эти отношения и
приводит их к единству, целостности.
Физическое
развитие
Умеет:
—
ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и
темп;
—
лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
—
прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты
30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в
высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
—
метать предметы обеими руками на расстояние 5–9 м, в вертикальную и
горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч
вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз;
—
перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне,
шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
—
кататься на самокате.
Может:
—
выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
—
придумывать, принимать и распознавать выразительные позы, в том числе в рамках
игровых сюжетов;
—
ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами;
—
самостоятельно (по замыслу) воспроизводить эмоциональные состояния, а также
распознавать их.
Умеет быстро, аккуратно одеваться и
раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу.
Имеет навыки опрятности.
Владеет элементарными навыками личной
гигиены.
Владеет простейшими навыками поведения
во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Имеет начальные представления о здоровом
образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.