Экспериментирование с растениями:
27.06.2022
1. «Могут ли растения
дышать?»
Цели: Выявить потребность растения в
воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы: Комнатное растение, трубочки от
коктейля, вазелин, лупа.
Процесс: Дышит ли растения? Как доказать,
что дышат? Дети определяют, как дышат растения, опираясь на знания о процессе
дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и
выходить из него). Дети вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие
трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают
вывод: вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в
листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это,
смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течении недели
наблюдают за листьями.
Итог: Листочки дышат своей нижней
стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней
стороны, погибли.
2. «Есть ли у растений
органы дыхания»
Цели: Определить, что все растения
участвуют в дыхании.
Материалы: прозрачная ёмкость с водой,
лист на длинном черешке и стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Процесс: Взрослый предлагает узнать,
проходит ли воздух через листья в растения. Высказываются предположения о том,
как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть
отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля).
Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
А) Наливают в бутылку воды, оставив её не
заполненной на 2-3 см;
Б) Вставляют лист в бутылку так, чтобы
кончик стебля погрузился в воду, плотно замазывают пластилином отверстие
бутылки, как пробкой;
В) Здесь же проделывают отверстие для
соломки и вставляют её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляя е
пластилином;
Г) Встав перед зеркалом, отсасывают из
бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки
воздуха.
Итог: Воздух через лист проходит в
стебель, т.к. видно выделение пузырьков воздуха в воду.
3. «Нужен ли корешкам
воздух»
Цели: Выявить причину потребности растения
в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Материалы: Три ёмкости с водой, почва
уплотнённая и рыхлая, три прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор,
растительное масло, два одинаковых растения в горшочке.
Процесс: Деты выясняют, почему одно
растение лучше растёт, чем другое. Рассматривают, определяют, что в одном
горшочке почва плотная, а в другом – рыхлая. Почему почва плотная хуже? Доказывают,
погружая одинаковые комочки в воду. (Хуже проходит вода, мало воздуха, т.к. из
плотной земли меньше выделяется пузырьков). Уточняют, нужен ли воздух корешкам:
для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные ёмкости с
водой. В одну ёмкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к орешкам,
вторую оставляют без изменения, а в третью – на поверхность воды наливают
тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождения воздуха к
корешкам. Наблюдают за изменениями проростков. (Хорошо растёт в первой ёмкости,
хуже во второй, в третьей – растение гибнет). Зарисовывают результаты.
Итог: Воздух необходим для корешков.
Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ
воздуха.
4. «Что выделяет растение?»
Цели: Установить, что растение выделяет
кислород; понять необходимость дыхания для растения.
Материалы: Большая стеклянная ёмкость с
герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с
растением, лучинка, спички.
Процесс: Взрослый предлагает детям
выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения
выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом:
помещают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой растение (или
черенок). Ставят в светлое место (Если растение выделяет кислород, в бане его
должно стать больше). Через 1-2 суток взрослый спрашивает детей, как узнать,
накопился ли в банке кислород. (Кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой
лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки.
Итог: Растения выделяют кислород.
5. «Во всех ли листьях есть
питание?»
Цели: Установить наличие в листьях питания
для растений.
Материалы: Кипяток, лист бегонии (обратная
сторона окрашена в бордовый цвет), ёмкость белого цвета.
Процесс: Взрослый предлагает детям
выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зелёный цвет (у бегонии
обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом
листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду. Через
5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результаты.
Итог: Лист становится зелёным, а вода
изменяет сою окраску, следовательно, в листе есть питание.
6. «На свету и в темноте»
Цели: Определить факторы внешней среды,
необходимые для роста и развития растения.
Материалы: Лук, коробка из прочного
материала. Две ёмкости с землёй.
Процесс: Взрослый предлагает выяснить с
помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Дети закрывают
колпаком из плотного материала часть лука. Зарисовывают результат опыта через
7-10 дней. (Лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7-0 дней
зарисовывают результат. (Лук на свету позеленел – значит, в нём образовалось
питание).
Итог: Свет необходим для питания растений.
7. «Кому лучше?»
Цели: Выделить благоприятные условия для
роста и развития растений; обосновать зависимость растений от почвы.
Материалы: Два одинаковых черенка герани,
ёмкость с водой, горшочек с почвой, предметы ухода за растениями.
Процесс: Взрослый предлагает определить,
могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в
воде или почве. Дети помещают черенки герани в разные ёмкости 0 с землёй и
водой. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют
результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от
почвы.
Итог: У растения в почве первый лист
появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
8. «Где лучше расти?»
Цели: Установить необходимость почвы для
жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить
почвы, разные по составу.
Материалы: Черенки традесканции, чернозём
глина с песком.
Процесс: Взрослый выбирает почву для
посадки растений. Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную
почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель.
(В глине растение не растёт, а в чернозёме растёт хорошо). Пересаживают черенок
из песочно-глинистой почвы в чернозём. Через две недели отмечают результат
опыта. (у растения отмечается хороший рост).
Итог: Чернозёмная почва гораздо
благоприятнее других.
9. «Лабиринт»
Цели: Установить, как растение ищет свет.
Материалы: Картонная коробка с крышкой и
перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в
противоположном - отверстие.
Процесс: В коробку помещают клубень,
закрывают её, ставят в тёплое место, отверстием к источнику света. Открывают
коробку после появления ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их
направленность, цвет (ростки бледные, белые, искривлённые в поисках света в
одну сторону). Оставив коробку отрытой, продолжают в течение недели наблюдать
за изменениями цвета и направлением ростков. (Ростки теперь тянутся в разные
стороны, становятся крепкими).
Итог: Много света – растению хорошо, оно
зелёное и мощное; мало света – растению плохо.
10.«Что нужно для питания растения?»
Цели: установить, как растение ищет свет.
Материалы: Комнатные растения с твёрдыми
листьями (фикус), лейкопластырь.
Процесс: Взрослый предлагает детям
письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет? (Часть
листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа
заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю
пластырь снимают.
Итог: Без света питание растений не
образуется.
11.«Что потом?»
Цели: Систематизировать знания о циклах
развития всех растений.
Материалы: Семена трав, овощей, цветов,
предметы ухода за растениями.
Процесс: Взрослый предлагает
письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета
выращивают растения, фиксируя все изменение по мере их развития. После сбора плодов
сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с
использованием символов, отражая основные этапы развития растений.
Итог: Семечко – росток – взрослое растение
– цветок – плод.
12.«Для чего корешки?»
Цели: Доказать, что корешок растения
всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь
строения и функций растения.
Материалы: Черенок герани с корешками,
ёмкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Процесс: Дети рассматривают черенки герани
с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение
в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную
ёмкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают ёмкость крышкой с прорезью для
черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.
Итог: Воды стало меньше, потому что
корни черенка всасывают воду.
13.«Как увидеть движение воды по стеблю растения?»
Цели: Доказать, что корешок растения
всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь
строения и функции.
Материалы: Два цветка каллы, черенки
герани с корешками, ёмкость с водой и пищевым красителем, ёмкость с водой.
Процесс: Поставить один цветок в воду, а
второй цветок – в подкрашенную воду, оставить на один день. Через день цветок,
стоящий в подкрашенной воде, окрасится в оттенок пищевого красителя, а цветок,
стоящий в обычной воде, останется без изменений. Дети рассматривают черенки
герани с корешками, уточняют функции корешков. (Они укрепляют растение в почве,
берут из неё влагу). А что ещё могут брать корешки из земли? Предположения
детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют
его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут
забирать не только воду. (Корешок должен окраситься в другой цвет). Через
несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений.
Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него
вещества. (Растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Итог: Растение всасывает воду, и по мельчайшим канальцам она доходит до цветка.