Экспериментирование с растениями:

27.06.2022


1.    «Могут ли растения дышать?»

Цели: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы: Комнатное растение, трубочки от коктейля, вазелин, лупа.

Процесс: Дышит ли растения? Как доказать, что дышат? Дети определяют, как дышат растения, опираясь на знания о процессе дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него). Дети вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод: вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течении недели наблюдают за листьями.

Итог: Листочки дышат своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

2.    «Есть ли у растений органы дыхания»

Цели: Определить, что все растения участвуют в дыхании.

Материалы: прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке и стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья в растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

А) Наливают в бутылку воды, оставив её не заполненной на 2-3 см;

Б) Вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду, плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

В) Здесь же проделывают отверстие для соломки и вставляют её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляя е пластилином;

Г) Встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итог: Воздух через лист проходит в стебель, т.к. видно выделение пузырьков воздуха в воду.

3.    «Нужен ли корешкам воздух»

Цели: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы: Три ёмкости с водой, почва уплотнённая и рыхлая, три прозрачные ёмкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочке.

Процесс: Деты выясняют, почему одно растение лучше растёт, чем другое. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, а в другом – рыхлая. Почему почва плотная хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду. (Хуже проходит вода, мало воздуха, т.к. из плотной земли меньше выделяется пузырьков). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные ёмкости с водой. В одну ёмкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к орешкам, вторую оставляют без изменения, а в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождения воздуха к корешкам. Наблюдают за изменениями проростков. (Хорошо растёт в первой ёмкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет). Зарисовывают результаты.

Итог: Воздух необходим для корешков. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

4.    «Что выделяет растение?»

Цели: Установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растения.

Материалы: Большая стеклянная ёмкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс: Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной ёмкости с герметичной крышкой растение (или черенок). Ставят в светлое место (Если растение выделяет кислород, в бане его должно стать больше). Через 1-2 суток взрослый спрашивает детей, как узнать, накопился ли в банке кислород. (Кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой лучинки, внесённой в ёмкость сразу после снятия крышки.

Итог: Растения выделяют кислород.

5.    «Во всех ли листьях есть питание?»

Цели: Установить наличие в листьях питания для растений.

Материалы: Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), ёмкость белого цвета.

Процесс: Взрослый предлагает детям выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зелёный цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду. Через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результаты.

Итог: Лист становится зелёным, а вода изменяет сою окраску, следовательно, в листе есть питание.

6.    «На свету и в темноте»

Цели: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Материалы: Лук, коробка из прочного материала. Две ёмкости с землёй.

Процесс: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Дети закрывают колпаком из плотного материала часть лука. Зарисовывают результат опыта через 7-10 дней. (Лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7-0 дней зарисовывают результат. (Лук на свету позеленел – значит, в нём образовалось питание).

Итог: Свет необходим для питания растений.Хочу такой сайт

7.    «Кому лучше?»

Цели: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений; обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы: Два одинаковых черенка герани, ёмкость с водой, горшочек с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или почве. Дети помещают черенки герани в разные ёмкости 0 с землёй и водой. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы.

Итог: У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

8.    «Где лучше расти?»

Цели: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.

Материалы: Черенки традесканции, чернозём глина с песком.

Процесс: Взрослый выбирает почву для посадки растений. Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель. (В глине растение не растёт, а в чернозёме растёт хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой почвы в чернозём. Через две недели отмечают результат опыта. (у растения отмечается хороший рост).

Итог: Чернозёмная почва гораздо благоприятнее других.

9.     «Лабиринт»

Цели: Установить, как растение ищет свет.

Материалы: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.

Процесс: В коробку помещают клубень, закрывают её, ставят в тёплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направленность, цвет (ростки бледные, белые, искривлённые в поисках света в одну сторону). Оставив коробку отрытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменениями цвета и направлением ростков. (Ростки теперь тянутся в разные стороны, становятся крепкими).

Итог: Много света – растению хорошо, оно зелёное и мощное; мало света – растению плохо.

10.«Что нужно для питания растения?»

Цели: установить, как растение ищет свет.

Материалы: Комнатные растения с твёрдыми листьями (фикус), лейкопластырь.

Процесс: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет? (Часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итог: Без света питание растений не образуется.

11.«Что потом?»

Цели: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы: Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс: Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменение по мере их развития. После сбора плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растений.

Итог: Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

12.«Для чего корешки?»

Цели: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы: Черенок герани с корешками, ёмкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс: Дети рассматривают черенки герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную ёмкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают ёмкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

 Итог: Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

13.«Как увидеть движение воды по стеблю растения?»

Цели: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы: Два цветка каллы, черенки герани с корешками, ёмкость с водой и пищевым красителем, ёмкость с водой.

Процесс: Поставить один цветок в воду, а второй цветок – в подкрашенную воду, оставить на один день. Через день цветок, стоящий в подкрашенной воде, окрасится в оттенок пищевого красителя, а цветок, стоящий в обычной воде, останется без изменений. Дети рассматривают черенки герани с корешками, уточняют функции корешков. (Они укрепляют растение в почве, берут из неё влагу). А что ещё могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду. (Корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества. (Растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итог: Растение всасывает воду, и по мельчайшим канальцам она доходит до цветка.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».