Экспериментирование с температурой:

27.06.2022


1.    «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха: чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Материалы: Снег. Блюдца, пластмассовая ёмкость для снега.

Процесс: 1. В морозный день предложить детям слепить снежки. Спросите, почему снежки не получаются. (Снег рассыпчатый, сухой). Что можно сделать? (Занести снег в группу; через несколько минут попытаться слепить снежок). Снег стал пластичный. Снежки слепили. Спросите, почему снег стал липким?

Процесс: 2. Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Итог: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, те быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

 

2.    «Как работает термометр»

 

Цель: Посмотреть, как работает термометр.

Материалы: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Процесс: Предложите детям зажать пальцами у термометра один конец в виде шарика – резервуар в термометре. Спросите, как ведёт себя столбик жидкости в термометре. Налейте в чашку воды и положите в неё лёд. Помешайте. Поместите термометр в воду тем концом, где находится жидкость. Предложите детям снова посмотреть, как ведёт себя столбик жидкости в термометре.Хочу такой сайт

Итог: Когда вы держите шарик пальцами, столбик жидкости в термометре начинает подниматься; когда же вы опускаете термометр в холодную воду, столбик жидкости опускается. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается з шарика вверх по трубке внутри термометра. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объёме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимется, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

3.    «Далеко – близко»

Цель: познакомить детей с тем, как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха.

Материалы: Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

Процесс: Дети зажигают лампу, представляют, что это Солнце; помещают два термометра на расстоянии 10 и 100 см (вдоль метра) от лампы. Определяют, где будет температура выше. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на второй термометр, следовательно, они не смогут сильно его нагреть. Рассматривают с детьми модель Солнечной системы; определяют удалённость разных планет от Солнца; отмечают, а какой из планет теплее всего (на планете, которая ближе к Солнцу, - на Меркурии). Поясняют это с помощью описанного выше опыта (чем ближе к Солнцу планета, тем больше она получает солнечной энергии; у более удалённых планет атмосфера холоднее).

Итог: От лампы идут лучи света – тепло, и термометр, расположенный ближе, получает больше энергии и больше нагревается.

4.    «Чем похожи?»

Цель: Выявить особенности изменения тел под воздействием температуры (расширение при нагревании).

Материалы: Пластиковая бутылка с крышкой, пузырёк со вставленным в крышку стержнем, флакон стеклянный с плотно подогнанной пробкой, ёмкость с горячей водой, мыльный раствор.

Процесс: Дети рассматривают находящуюся на холоде пластиковую бутылку, плотно закрытую крышкой. Определяют, какой она формы, какая на ощупь (холодная, поверхность неровная, как будто помятая). Нагревают бутылку любым способом, предложенным детьми (руками, на батарее, горячей водой). Выясняют, какой она стала на ощупь, как изменилась её форма, почему? (Бутылка стала горячей, выпрямилась; при открывании крышки из неё вырвался воздух, как будто его стало в бутылке больше). Вновь закрывают бутылку, помещают её в холод. Дети предполагают, что должно произойти и почему. Предположения детей проверяются через 15-20 минут (На холоде бутылка как бы сжалась, опять стала неровной, воздух в ней занимает меньше места). Дети рассматривают пузырёк со вставленным стержнем. (Он полон воды, часть воды находится в стержне). Наполняем стержень доверху мыльным раствором. Рассуждают: если воду нагреть, она займёт больше места или нет. Для этого помещают пузырёк в ёмкость с горячей водой. Проверяют, что происходит, почему? (Из стержня выходят мыльные пузыри – значит, вода стала занимать больше места и выталкивает из стержня мыльный раствор). Взрослый предлагает выяснить, что происходит с твёрдыми телами, если их нагревают. (Наверное, они тоже занимают больше места, расширяются). Рассматривают флакон с плотно подогнанной пробкой, выясняют, что произойдёт с пробкой, если её нагреть (Он не поместится в горлышке флакона). Проверяют, нагревая пробку в горячей воде и вставляя её во флакон. (Она не помещается в горлышке). Делают вывод: и вода, и воздух, и твёрдые вещества при нагревании занимают больше места (расширяются).

Итог: И вода, и воздух при нагревании занимают больше места (расширяются).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».