Экспериментирование с воздухом:
27.06.2022
1. «Свойства воздуха»
Цель: познакомить детей со свойствами
воздуха.
Материал: ароматизированные салфетки,
корни апельсинов.
Процесс: Возьмите ароматизированные
салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно
почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог: Воздух невидим, не имеет определённой
формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
2. «Воздух сжимается»
Цель: продолжать знакомить детей со
свойствами воздуха.
Материалы: пластмассовая бутылка не
надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Процесс: Поставьте открытую пластмассовую
бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на её горлышко
не надутый шарик. Затем поставьте бутылку миску с горячей водой. Понаблюдайте
за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при
нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при
этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Итог: При нагревании воздух расширяется, а
при охлаждении – сжимается.
3. «Как обнаружить воздух»
Цель: установить, окружает ли вас воздух и
как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении.
Материалы: полиэтиленовый пакет,
стеклянные шарики или крупные бусины.
Процесс: 1. Предложить заполнить
полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой – воздухом. Сравнить
их. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с
воздухом лёгкий, выпуклый, гладкий.
2. Зажечь свечу и подуть на неё. Пламя
отклоняется, на него попадает поток воздуха. Подержать «змейку» (вырезать
из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой тёплый, он идёт к «змейке»,
и она вращается, но не опускается вниз, так как её поднимает тёплый воздух.
4. «Где теплее»
Цель: Выявит, что тёплый воздух легче
холодного и поднимается вверх.
Материалы: Два термометра, чайник с
горячей водой.
Процесс: Дети выясняют, если в комнате
прохладно, то где теплее – на диване или полу, то есть выше или ниже,
сравнивают свои предположения с показаниями термометра. Дети выполняют
действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат
ругу над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или
снизу.
Итог: Тёплый воздух легче холодного, и
поэтому сверху теплее.
5. «Реактивный шарик»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью;
понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Процесс: Дети с помощью взрослого надувают
воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность
его полёта. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше
надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в
противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в
реактивных двигателях.
Итог: Воздух обладает упругостью, его сила
может заставить двигаться предмет.
6. «Большие - маленькие»
Цель: Выявить, что воздух при охлаждении
сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).
Материалы: Пластиковые бутылки с пробками,
воздушный шарик, монетка.
Процесс: Дети выносят на улицу (в морозную
погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят её в
помещение, определяют температуру ёмкости (холодная), обращают внимание на
форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (Воздух внутри бутылки остыл
и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому
стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку тёплыми руками,
наблюдают за изменением её формы. Объясняют, почему бутылка принимает прежнюю
форму (Воздух внутри нагревается и давит на стенки бутылки, выпрямляя их).
Дети вносят в тёплое помещение бутылку без
пробки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монетку (она
подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (В бутылке воздух становится тёплым,
занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монетку). Дети выносят
бутылку на мороз без крышки, через некоторое время заносят в помещение; Быстро
надевают воздушный шарик на горлышко, опускают бутылку в горячую воду (или
согревают руками). Проверяют, что происходит с шариком (Он надувается, так как
воздух в бутылке нагревается, увеличивается объём, уже не помещается в бутылке,
переходит в шарик, надувая его).
Итог: Воздух при нагревании увеличивается
в объёме.
7. «Подводная лодка»
Цель: Обнаружить, что воздух легче воды;
выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
Материалы: Изогнутая трубочка от коктейля,
прозрачные пластиковые стаканы, ёмкость с водой.
Процесс: Дети выясняют, что произойдёт со
стаканом, если его опустить в оду, сможет ли он сам подняться со дна. Они
выполняют действия: Погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном,
подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта
делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузырьки воздуха выходят из
него.
Итог: Воздух легче воды – попадая в стакан
через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх,
выталкивая из воды стакан.
8. «Упрямый воздух» (1)
Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии
занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материалы: Шприцы, ёмкость с подкрашенной
водой.
Процесс: Дети рассматривают шприц, его
устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень
вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие;
набирают воду в поршень, когда он внизу и вверху. Взрослый предлагает детям
объяснить результаты опыта: рассказать о своих ощущениях при выполнении
действий.
Итог: Воздух при сжатии занимает меньше
места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.
9. «Упрямый воздух» (2)
Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии
занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материалы: Пипетки, ёмкость с подкрашенной
водой.
Процесс: Дети рассматривают устройство
пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично
предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).
Итог: Воздух при сжатии занимает меньше
места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.