Экспериментирование с воздухом:

27.06.2022


1.    «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал: ароматизированные салфетки, корни апельсинов.

Процесс: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог: Воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

2.    «Воздух сжимается»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы: пластмассовая бутылка не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс: Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на её горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

3.    «Как обнаружить воздух»

Цель: установить, окружает ли вас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении.

Материалы: полиэтиленовый пакет, стеклянные шарики или крупные бусины.

Процесс: 1. Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой – воздухом. Сравнить их. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом лёгкий, выпуклый, гладкий.

2. Зажечь свечу и подуть на неё. Пламя отклоняется, на него попадает поток воздуха.  Подержать «змейку» (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой тёплый, он идёт к «змейке», и она вращается, но не опускается вниз, так как её поднимает тёплый воздух.

4.    «Где теплее»

Цель: Выявит, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Материалы: Два термометра, чайник с горячей водой.

Процесс: Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее – на диване или полу, то есть выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометра. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат ругу над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу.

Итог: Тёплый воздух легче холодного, и поэтому сверху теплее.

5.    «Реактивный шарик»

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы: Воздушные шары.Хочу такой сайт

Процесс: Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полёта. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Итог: Воздух обладает упругостью, его сила может заставить двигаться предмет.

6.    «Большие - маленькие»

Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).

Материалы: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.

Процесс: Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят её в помещение, определяют температуру ёмкости (холодная), обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы (Воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку тёплыми руками, наблюдают за изменением её формы. Объясняют, почему бутылка принимает прежнюю форму (Воздух внутри нагревается и давит на стенки бутылки, выпрямляя их).

Дети вносят в тёплое помещение бутылку без пробки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монетку (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит (В бутылке воздух становится тёплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монетку). Дети выносят бутылку на мороз без крышки, через некоторое время заносят в помещение; Быстро надевают воздушный шарик на горлышко, опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяют, что происходит с шариком (Он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается объём, уже не помещается в бутылке, переходит в шарик, надувая его).

Итог: Воздух при нагревании увеличивается в объёме.

7.    «Подводная лодка»

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Материалы: Изогнутая трубочка от коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, ёмкость с водой.

Процесс: Дети выясняют, что произойдёт со стаканом, если его опустить в оду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: Погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузырьки воздуха выходят из него.

Итог: Воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

8.    «Упрямый воздух» (1)

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы: Шприцы, ёмкость с подкрашенной водой.

Процесс: Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он внизу и вверху. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыта: рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

Итог: Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

9.    «Упрямый воздух» (2)

Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материалы: Пипетки, ёмкость с подкрашенной водой.

Процесс: Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).

Итог: Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».