Экспериментирование с водой:
27.06.2022
1. «Свойства воды»
Цель: познакомить детей со свойствами воды
(принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета)
Материалы: несколько прозрачных сосудов
разной формы, вода.
Процесс: В прозрачные сосуды разной формы
налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог: Вода не имеет формы и принимает
форму того сосуда, в который она налита.
2. «Вкус воды»
Цель: выяснить, имеет ли вода вкус.
Материалы: вода, три стакана, соль, сахар,
ложечка.
Процесс: Спросите у детей перед опытом,
какого вкуса вода. После этого дайте детям попробовать простую кипячёную воду.
Затем положите в один стакан соль, в другой – сахар, размешайте и дайте
попробовать детям. Какой вкус теперь приобретает вода?
Итог: Вода не имеет вкуса, а принимает
вкус того вещества, которое в неё добавлено.
3. «Запах воды»
Цель: выяснить, имеет ли запах вода
Материалы: стакан воды с сахаром, стакан
воды с солью, пахучий раствор.
Процесс: Спросите у детей, чем пахнет
вода.
После ответов попросите их понюхать
воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов
(но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. Снова спросите, чем пахнет
теперь вода.
Итог: Вода не имеет запаха, она пахнет тем
веществом, которое в неё добавлено.
4. «Цвет воды»
Цель: Выявить, имеет ли цвет вода.
Материалы: несколько стаканов с водой,
краска разного цвета, кисточки, белая бумажная салфетка.
Процесс: Попросите детей смочить салфетку
водой. Салфетка станет белой. Затем попросите окунуть кисти в разные краски и
ополоснуть их в стаканах с водой. Спросите, какого цвета теперь вода. Она
окрасится в тот цвет, в который обмакивается кисть. Попросите детей салфетки
смочить окрашенной водой. Цвет смоченной салфетки изменится.
Итог: Вода бесцветная, принимает цвет того
вещества, которое в неё добавлено.
5. «Живая вода»
Цель: Познакомить детей с животворными
свойствами воды.
Материалы: Свежесрезанные веточки
быстро распускающихся деревьев с нераспустившимися почками, сосуд с водой,
этикетка «Живая вода».
Процесс: Возьмите сосуд, наклейте на него
этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого
поставьте веточки в воду, а сосуд с ними на видное место. Пройдёт время,
и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни.
Итог: Одно из важны свойств воды – давать
жизнь всему живому.
6. «Вода при замерзании
расширяется»
Цели: Выяснить, как снег сохраняет тепло,
защитные свойства снега, доказать, что вода при замерзании расширяется.
Материалы: Две стеклянные бутылки или
банки с водой.
Процесс: Предложите детям вынести на
прогулку две ёмкости с водой одинаковой температуры. Оду закопать в снег,
другую оставить на поверхности. Спросите, что произошло с водой? Почему вода в
снегу не замёрзла?
Итог: В снегу вода не замерзает, потому
что снег сохраняет тепло; на поверхности вода превратилась в лёд. Если банка
(бутылка), где вода превратилась в лёд, лопнет, то сделать вывод: вода при
замерзании расширяется.
7. «Какие свойства»
Цели: Сравнить свойства воды, льда, снега;
выявить особенности их взаимодействия.
Материал: ёмкости со снегом, одой, льдом.
Процесс: Взрослый предлагает детям
рассмотреть внимательно воду, лёд, снег и рассказать, чем они схожи и чем
отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд);
что произойдёт, если их соединить (снег и лёд в воде растают); сравнить как
изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода останется прозрачной,
становится холоднее, её объём увеличивается, т.к. лёд тает), воды и снега (вода
теряет прозрачность, становится холоднее, её объём увеличивается, снег изменяет
цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лёд
непрозрачным (измельчить его).
Итог: Вода при растворении в ней льда или
снега становится холоднее и увеличивается в объёме.
8. «Откуда берётся вода»
Цель: Познакомить с процессом конденсации.
Материал: Ёмкость с горячей водой,
охлаждённая металлическая крышка.
Процесс: Накрыть ёмкость с горячей водой
холодной крышкой. Через некоторое время рассмотреть внутреннюю поверхность
крышки, потрогать рукой. Выяснить, откуда взялась вода. (Это частицы воды
поднялись с поверхности, они не смоли испариться из банки и осели на крышке).
Опыт повторить с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке нет воды.
Итог: Процесс превращения пара в оду
происходит при охлаждении пара.