Экспериментирование с песком:
27.06.2022
1. «Росток».
Цель: закрепить и обобщить знания о воде,
воздухе, понять их значение для всего живого.
Материалы: лоток любой формы, песок,
глина, перегнившие листья.
Процесс: Приготовьте почву из песка, глины
и перегнивших листьев, заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро
прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в тёплое
место.
Итоги: Вместе с детьми ухаживайте за
посевом, и через некоторое время у вас появится росток.
2. «Песок»
Цель: Рассмотреть форму песчинок.
Материалы: чистый песок, лоток, лупа.
Процесс: Возьмите чистый песок и насыпьте
песок в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может
быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть
каждый ребёнок возьмёт в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог: Песок сыпучий, и его песчинки бывают
разной формы.
3. «Песчаный конус»
Цель: установить свойства песка.
Материалы: сухой песок.
Процесс: Возьмите горсть сухого песка и
выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте
падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у
основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают
сплывы; движение песка похоже на течение.
4. «Рассеянный песок»
Цель: установить свойство рассеянного
песка.
Материалы: сито карандаш, ключ, песок,
лоток.
Процесс: Разровняйте площадку из сухого
песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без
надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь
тяжёлый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа,
оставшегося после предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с
ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш
погрузится примерно вдвое глубже, чем рассеянный. Отпечаток тяжёлого предмета
будет заметно более отчётливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Итог: Рассеянный песок заметно плотнее.
Это свойство хорошо известно строителям.
5. «Своды и тоннели»
Цель: выявить, почему насекомые, попавшие
в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
Материалы: трубочка диаметром чуть больше
карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.
Процесс: Вставляем в трубочку карандаш.
Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали
наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась несмятой.
Итог: Песчинки образуют предохранительные
своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.
6. «Мокрый песок»
Цель: познакомить детей со свойствами
мокрого песка.
Материалы: мокрый песок, формочки для
песка.
Процесс: Мокрый песок взять в ладонь и
попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для
песка заполнить мокрым песком и перевернуть их. Песок сохранит форму формочки.
Итог: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой
из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда
песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются
друг с другом.