27.04.2021
§
В детской комнате должно быть много
ярких интересных пятен, это помогает развиваться восприятию.
§
Предлагайте ребенку предметы и игрушки с
самыми разнообразными поверхностями и разные на ощупь. Пусть трогает, гладит,
пробует на вкус (если это возможно), так как рот для малыша – один из важнейших
каналов восприятия и познания мира.
§
Устраивайте различные бассейны,
кастрюльки, тазики с сыпучими наполнителями, подойдут любые крупы – это
идеальный вариант для моторики.
§
Очень хороши игрушки-сортеры. Те,
которые можно сортировать по формам и размерам. Не обязательно покупные,
проявите фантазию.
§
Чудесный эффект на развитие моторики и
речи оказывают пальчиковые игры. Их огромное множество. Не пренебрегайте этим
веселым занятием.
§
Предоставьте ребенку возможность
рисовать. Раскраски и маленькие листочки не подойдут. Если есть возможность,
организуйте стену для рисования, прикрепляя на нее ватманы или обои. Карандаши,
фломастеры или краски должны быть яркими и хорошего качества.
§
Больше говорите с ребенком. Это дает
двойной эффект. Во-первых, эмоциональное общение, во-вторых, развитие речи.
Через общение ребенок будет усваивать простейшие обороты речи и пополнять
словарный запас.
§
Наберитесь терпения на «почемучкин»
возраст. Старайтесь отвечать на все задаваемые вопросы и делайте это на
доступном ребенку языке. Так вы поможете ему развить кругозор, речь,
воображение, мышление.
§
На прогулке максимально обращайте
внимание на все окружающие вас предметы и явления, рассказывайте, объясняйте,
помогайте ребенку изучать мир.
§
Хорошо, если Вы сможете проводить с
ребенком много времени, но не стоит забывать и о его личном пространстве. Не
стоит всегда и во всем его контролировать. Давайте ему возможность для
творчества. Пусть малыш побудет один (в безопасной обстановке), попробует
самостоятельно разобраться с какими-либо игрушками и предметами, использует их
на свое усмотрение. Не нужно ограничивать его деятельность какими-то рамками.
Например, стоит объяснить ребенку, что такое молоток, и для чего он предназначен,
но не стоит требовать, чтобы малыш действовал с ним так и только так. Пусть
экспериментирует.
§
Не забывайте про эмоциональную
составляющую жизни ребенка. Она очень и очень велика. Окружите его
доброжелательной и теплой атмосферой, избегайте ссор и семейных драм, особенно,
в присутствии ребенка.
§
Большое значение для развития личности
ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Помните, что представление
о себе у малыша раннего возраста складывается на основе оценок взрослых.
Оценивайте его труд и старания только положительно, даже если для этого
придется подкупить бабушек и дедушек. Этот возраст еще не подходит для критики
произведений ребенка. Это будет позже. А пока хвалите и восторгайтесь
каракулями.
§
Внимательно относитесь к режиму дня, для
малыша важно постоянство.
§
Ну, и конечно помните, что детям нужно
читать книжки, ставить детские песенки и танцевать вместе с ним.
Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром
• Главной задачей воспитания на
втором году жизни является создание условий для разнообразных действий с
предметами. Общение взрослого с ребенком носит
характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий
и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются
в цепочку и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит
ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из
собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи
взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим
проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять
инициативу
• Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он
выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку,
поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой.
Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию:
давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или
молнию, натянуть рукавицы и т. п.
• Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему
справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не
следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть
адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться
очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка,
а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться
утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть
преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в
сотрудничестве со взрослым.
• Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками
типа «хорошо», «плохо». Оценка
должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом
конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и
независимости, контроля за собственными действиями.
Как направлять поведение ребенка
• Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение
в определенных рамках. Иногда родители думают, что
любой контроль за действиями ребенка помешает
его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то,
как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как
маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему
самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые
указания родителей не должны выходить за рамки здравого
смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и
творческой активности.
• Реакции родителей помогают
детям понять. как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная
связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может
выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки,
или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать
больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть
поведение ребенка, а не он сам.
Как способствовать развития личностной активности и
образа Я ребенка
• В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы
инициатива постепенно переходила от нее к ребенку.
Взаимодействие должно быть гармоничным, т. е. соблюдаться соотношение
инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша.
Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку,
порисовать, не мешайте его целенаправленной деятельности.
• Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора
действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное
мнение, проявления самостоятельности и независимости.
• С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует
создавать условия для овладения ребенком сложными движениями,
называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их
самостоятельно (по просьбе взрослого). Так,
организуйте подвижные игры,включающие разные виды движений: ходьбу,
подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми
танцевальными движениями.
• Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте
по имени. Предлагайте ребенку рассматривать
одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того.
что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в
зеркале, «красуется», вырастет самовлюбленным и избалованным.
Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в
зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто
оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадакватное представление
о себе. низкую самооценку.
• Следует также учить ребенка узнавать
себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку,
знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент,
наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».
• Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что
у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка,
одежда и т. п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе
как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как
иногда интерпретируют такое поведение малыша взрослые. Это рост его знаний о
себе. Поэтому следует уважать право ребенка на
собственность и одновременно учить его считаться с аналогичными правами других
людей.
• Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки,
сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте,
поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая
условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те
выбирают куклы, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление
обеда и т. п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки,
манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность,
подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.
• Поощряйте проявление ребенком чувства
сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то,
что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать).
Аналогично развивайте у ребенкаспособность
разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство
удовольствия и др.
• Создавайте условия для формирования конкретной
самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений
малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление
конкретной самооценки ребенка.
Как мы уже говорили, похвала, разрешение,
положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками.
При правильно организованном общении и взаимодействии оценка взрослого играет
важную роль, ориентируя ребенка относительно
достигнутых результатов. Оценивая действия ребенка, взрослый
время от времени может использовать отрицательные оценки конкретного достижения
малыша, однако к конкретной оценке неуспеха ребенка должна
быть присоединена положительная оценка его как личности.Например: «Ты ошибся,
но я уверен, что, если ты постараешься, у тебя получиться правильно, потому что
ты очень старательный и уже многое умеешь».
Создавайте
условия для общения со сверстниками
•
Для этого прежде всего следует формировать у детей положительное отношение к
сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное
отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям
друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей
координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Взрослые стремятся
также помочь детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг
друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы
взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)
• Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений,
возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения
одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо
достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же
достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет,
чему еще научитcя, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя
образ себя как развивающуюся личность.
•Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия
между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому –
другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также
признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития
социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.