12.01.2021
Полноценное
психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых
создать необходимые условия в первые три года жизни малыша
Раннее
детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития
ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего,
думающего и активного ЧЕЛОВЕКА.
Исследования
физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали,
что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт
познания в первые три года жизни, т.е. в период интенсивного развития мозговых
клеток. Ребенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и
степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до
трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно
развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание,
воображение и др.
Главные
приобретения этого возраста:
*
способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с
окружающим миром;
*
развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление,
воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание
ребенка;
*
возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;
* начало
общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных
контактов малыша.
Открытие
предметного мира.
Ребенок
открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Мир предметов
завораживает и притягивает его. Он побуждает малыша к особым формам поведения,
совершенно не похожим на те, которые он используем при общении с мамой. Уже в
первом полугодии жизни у него у него складываются элементарные предметные
действия, а к году можно насчитать до 50 разнообразных движений руки с
предметом. Ребенок становится неутомимым исследователем. Любой попавшийся
предмет, он рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает с ним различные
действия. Он запоминает именно те, которые совершает с предметом взрослый и в
последствии вспоминает их и действует так же (специфические действия).
Важнейшее
условие расширение объема специфических действий – окружающие малыша близкие
люди. Они не только источник тепла, комфорта, любви, заботы, но и замечательные
помощники в его действиях с предметом. Малыш никогда не откроет для себя всей
полноты и богатства предметной культуры человека без помощи взрослого.
В раннем
возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом. Он еще
долго будет узнавать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его
дальнейшего полноценного развития.
По
многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение,
память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной
деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте.
Родителям
необходимо помнить, что:
Ребенку
раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное
сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая
попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком
действиях.
Ребенок
достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему
необходимо многократное воспроизведение образца.
Малыш не
в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального
подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его
маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет
уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.
Для
ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для
него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те
отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым
отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу,
постигать для него «трудные» правила действия.
Если
родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или
поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности,
замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи,
снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов.
Больше
всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому,
что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже
всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то,
чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от
взрослого эмоциональный отклик.
Речевое
развитие.
Речь -
ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его
потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности
выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан
процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что
развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
Первое
полугодие второго года жизни – это период активного манипулирования речевыми
звуками. Лепетное говорение достигает своей вершины. Оно приобретает совершенно
понятные человеческие интонации и выразительность. Прислушиваясь к нему, сразу
можно понять, сердится ли ребенок или радуется. Эмоциональные лепетные монологи
похожи на иностранную речь, понятную по своему настроению. Почти у каждого
ребенка в этом возрасте есть свои любимые слова, которые он постоянно пропевает,
повторяет и видоизменяет: «ба-ба-бах», «бух», «ням-ням» и т.п. Такое
манипулирование речевым звуками доставляет большое удовольствие ребенку. Игры
словами тренируют артикуляционный аппарат и способствуют развитию речевого
слуха. У многих детей есть в арсенале несколько лепетных слов, которыми они
называют отдельные предметы. Именно они являются предпосылками активной
самостоятельной речи, фундамент которой закладывается именно в этом возрасте.
Изменение
в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идет по
всем направлениям, но в основе всех лежит речевое развитие ребенка, который
начинает обращаться к взрослому с просьбами: «Помоги (дай, принеси, покажи, я
сам)». Развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать
предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, но и по
смысловой принадлежности действий к целостным процессам: кормление,
приготовление еды, стирка. Речевое развитие вносит в жизнь ребенка совершенно
уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием,
основанный на объяснении, а не на показе действия.
В это
время активно развивается фонематический слух – умение слышать и различать
близкие по звучанию звуки. Эта способность развивается в практике общения со
взрослым на протяжении первых двух лет жизни и особенно интенсивно в первой
половине второго года жизни.
За год,
от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей,
и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста,
достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно
пользоваться речью.
К трем
годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать
словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.
Основные
условия полноценного развития речи:
·
Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым
и наиболее важным условием и способом развития речи. Мама для ребенка -
источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных
переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо
действенная.
· Ребенок
должен видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо
воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен
не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают
с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
·
Взрослым необходимо произносить слова правильно, не смотря на то, что в раннем
возрасте ребенок недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом и
произносит не все звуки правильно. Нельзя разговаривать с ним «на его» языке.
Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным
произношением.
· Чтение
детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает
детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают
рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было
прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.
·
Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей,
когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается,
как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются
в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для
их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко
говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры
протекают молча, про себя.
Правильно
организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное
значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной
деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях
препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность,
недостаток необходимой информации приводит к снижению возбудимости и
восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в развитии.
Родителям
необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет –
это повод для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить
состояние слуха ребенка), психологу, к учителю-логопеду.