23.04.2021
Родители
маленьких болтунов часто сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи,
который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет
молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотный «партизан» наконец заговорил.
Как это сделать правильно?
Наверняка
знакомые уверяют вас, что «мальчики всегда начинают говорить позже» или
рассказывают истории о детях, которые в 6 лет внезапно заговорили целыми
фразами, забыв про годы молчания. Безусловно, это все интересно и
познавательно, но не стоит пускать речевые проблемы на самотек.
Если у
ребенка в 1,5-3 года (и тем более в старшем возрасте!) еще не сформирована
речь, стоит забеспокоиться. Причиной тому могут быть многие факторы, включая
задержку психического развития и нарушения слуха. Последние не всегда заметны с
первого взгляда: малыш может реагировать на обращенную речь, отзываться, когда
вы шепотом зовете его по имени, через всю квартиру бежать к дверям, если в
замке проворачивается ключ, но не слышать звуки на определенных частотах. Чтобы
исключить подобную патологию, стоит пройти обследование. А если доктора
заверили вас, что здоровье в порядке, но чадо все равно не спешит порадовать
первыми словами? Есть несколько методов, которые помогут развить речь ребенка и
заодно укрепят вашу с ним эмоциональную связь.
ГОВОРИТЕ!
Есть мамы
и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата
времени, ведь он все равно не вступает в диалог. Трудно придумать большее
заблуждение. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем
больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить!
При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает
пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не
стоит употреблять «детские» слова, если чадо вышло из младенческого возраста.
Лучше говорите с ним, как со взрослым.
ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ!
Логопеды
призывают сделать общение с ребенком деловым, то есть, преследующим какие-либо
цели. Но, как известно, невозможно договориться, если одна из сторон не желает
говорить. Тем важнее проявлять большое внимание, если малыш пытается вам что-то
объяснить: пусть он и использует для этого нечленораздельные звуки или жесты –
вы же не хотите, чтобы дитя обиделось и совсем перестало стараться? Однако не
усердствуйте: предугадывание желаний ведет к тому, что у него пропадает
мотивация к разговору. Часто родителям маленьких молчунов даже советуют на
время «перестать» понимать ребенка, чтобы у него возникла необходимость
заговорить.
ИГРАЙТЕ!
И чем
активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите
показать тот или иной предмет или где «спрятался» зайчик. Игры формируют тесную
эмоциональную связь между вами, а это помогает детям раскрыться и заговорить.
ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ!
Используйте
общеупотребительные жесты совместно с речью - говорите «на», протягивая ладонь,
и отрицательно качайте головой, произнося «нет».
ПОВТОРЯЙТЕ!
У малышей
сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и грех не
воспользоваться этим в целях развития речи. Начните с простых пальчиковых игр
или речи с движением: пусть сначала ребенок научится повторять за вами серию
одиночных движений, а потом уже – их совмещать. Говорите достаточно громко и
четко артикулируйте. Не исключено, что вскоре подражание движениям перерастет в
звукоподражание.
МОТИВИРУЙТЕ!
Затейте
игру, в которой речь будет главным условием. Например, вы – паровозик, а малыш
прицепляется вагончиком. Вы, громко гудя или «чух-чух-чухая», ведете состав в
дальние страны. После этого есть смысл предложить вашему чаду побыть паровозом.
Только предупредите его, что без звукового сопровождения состав двигаться не
сможет!
Или
возьмите на вооружение игру «Договори словечко»: выберите для нее самые простые
стихотворные тексты или загадки с рифмованным ответом.
ТРЕНИРУЙТЕ
ПАЛЬЧИКИ!
Не
забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторики. Логопеды и врачи
не зря отмечают тесную связь между ее развитием и становлением речи: доказано,
что около трети всей площади двигательной коры головного мозга занимает
проекция ладони. Речевая зона же расположена к ней очень близко, поэтому возбуждение
первой, естественным образом приводит к активизации второй. Не пытайтесь
изобрести велосипед! Знакомые с детства «ладушки», «коза рогатая» и
«сорока-воровка» - ничем не уступают современным «новаторским разработкам»,
которые, по сути, являются лишь усовершенствованным старым.
ПОМОГАЙТЕ!
Пусть
малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения – звуки,
жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его желание:
«Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает
или, наоборот, мотает головой. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и
намеренно создавайте ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом
помогает совместная художественная деятельность: лепка, рисование, аппликация –
советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия.
НАБЕРИТЕСЬ
ТЕРПЕНИЯ!
На самом
деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы
вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь
вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не
отвечают. Скорее всего, пройдет немного времени – и малыш порадует вас первыми.