07.04.2021
«Ум
ребенка находится на кончиках его пальцев»
Что же
такое мелкая моторика? Это есть совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в
выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. При этом
важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких
движений рук происходит под контролем зрения. Функция человеческой руки
уникальна и универсальна. Сухомлинский В. А. в своих воспоминаниях писал о том,
что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в
детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,
аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его
развиваться». Уровень развития речи находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие
движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его
будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается
и развитие речи. Потребность и способность двигаться заложена в Человеке
генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором
нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития. Поэтому
ограничение его движений является тормозом его общего развития.
Тонкая
моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые
кистями и пальцами рук.
Значение
тонкой моторики:
1. Движения рук
– это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень
развития тонкой моторики является одним из важных показателей
готовности ребенка к обучению в школе.
3.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и
стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
4. Развивается
чувство ритма и координация движений.
5. Ребенок лучше
адаптируется в практической жизни, учится понимать многие явления окружающего
мира.
Начинать
работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
В раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы,
завязывать шнурки и т. д. Вспомните, как любят дети махать ручкой, хлопать в
ладоши, играть в "Сороку - белобоку", показывать "козу
рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также
в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками.
Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего",
когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали,
складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно,
чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали
речевое развитие малыша.
Существует
множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно
разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими
предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Мелкая моторика
развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он
проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и
негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно
играть с ним в развивающие игры.
Наиболее
доступным способом тренировки пальчиков, является нетрадиционное
использование предметов, которые можно найти в каждом доме.
В роли
таких предметов могут выступать:
- Крупные и
мелкие бусины
- Прищепки
- Крупные
орехи (например, грецкие орехи)
- Массажные
мячики и др.
Игры,
направленные на развитие мелкой моторики рук:
1) Массаж
ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ
развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребёнка,
гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2)
Разрывание бумаги. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с
удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит
ему несказанное удовольствие.
3)
Перелистывание страниц. Попросите ребёнка перелистывать страницы книжки с
картинками или журнала.
4)
Вкладыши-мисочки. Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта
игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
5)
Рисование на песке. Насыпьте на поднос песок.
Возьмите пальчик ребёнка в свою руку и проведите им по песку. Начать
можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя
задание.
6)
Рисование и раскрашивание. Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из
пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.
7)
Собирание мозаик.
8)
Вырезание. Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и
картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте
снежинки и т. п. Это не только разовьёт мелкую моторику, но и пространственное
воображение, и творческое мышление.
9)
Горошина. Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите
ребёнку, что сначала надо снять крышку, затем взять
горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку.
Попросите ребёнка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого
раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно,
несколько раз и тогда он обязательно сможет всё повторить. Активным деткам
эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите
ребёнку другую игру.
10)
Завинчивание крышек. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание
крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите
вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более
разнообразной.
11)
Застёгивание, расстёгивание и шнуровка. Для этого упражнения не потребуется
никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс
одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не
только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Еще
дайте ребёнку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет
прекрасным тренажёром для рук.
12)
Лепка. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то
испечь, обязательно позовите с собой ребёнка. Ему очень понравится мять и
раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Однако
стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны
проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить
какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять
упражнения, нужно систематически. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро
заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более
плавными, чёткими и скоординированными.