01.12.2022
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.
В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.
Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
- способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
- активизируют речевые центры;
- развивают внимание, память, воображение;
- создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.
К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:
- мячики: су-джок, массажные «ёжики», теннисный мячик;
- бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки; зубные щетки, кисточки для
- природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;
- бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;
- специальные полотна и досочки: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.
Существует большое количество игровых пальчиковых комплексов с разнообразной тематикой и вспомогательными материалами. Педагог должен учитывать, что дети дошкольного возраста любят повторение, для них это способ усвоения и закрепления изученного. Если наблюдается угасание интереса к знакомым играм, следует поработать с имеющимся материалом. Способы разнообразить пальчиковые игры, мотивировать детей к тренировке:
- создание сюрпризного момента, игровой проблемной ситуации;
- привлечение занимательных предметов: колпачков или масочек на пальцы, ширмы, декораций для игры;
- включение музыкального сопровождения;
- проведение мастер-класса для младших групп или совместного с родителями досуга.
Пальчиковая гимнастика с целлофановыми пакетами.
Здесь используются целлофановые пакеты, которые можно мять правой или левой рукой, либо сминать пакет одновременно обеими руками. Игра обязательно сопровождается текстовым пояснением, понятным детям этого возраста, например: «так снежок скрипит», «так листики шуршат».
Фото 1. Игра с пакетом
Пальчиковая гимнастика с деревянными палочками
Пальчиковая игра с деревянными палочками требует от ребёнка большего внимания и сосредоточенности. Двумя палочками он играет простой ритм, катает палочки в руках, по коленям, стучит палочками по полу, прячет палочки за спину.
Фото 2. Игра с деревянными палочками
Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками.
Для работы с детьми среднего дошкольного возраста (от 3 лет до 5 лет) используются более сложные в работе бытовые предметы, как, например, прищепки. Их можно задействовать в игре в разных вариантах: нанизывать на бельевую верёвку и снимать; прикреплять на картонный круг в виде лучиков, на котором нарисовано солнышко; на нарисованном овале лица дедушки и папы делать волосы или бороду; нарисовать на плотном картоне сороконожку без ног и сделать их при помощи прищепок.
Фото 3. Игра с прищепками
Пальчиковая гимнастика с пуговицами
Большой интерес у детей вызывает работа с пуговицами. Дети с огромным вниманием их рассматривают. Положив вместе большие и маленькие пуговицы, перемешав их, нужно попросить отобрать, например, самые большие или самые маленькие. В эту игру можно играть одному, двум детям или группе детей.
Фото 4. Пуговицы для пальчиковых игр
Пальчиковая гимнастика с пластиковыми стаканчиками
Можно играть и с пластиковыми стаканчиками из-под йогурта. Стаканчик может стать ударным инструментом. Его можно превратить в маленький барабанчик и постучать по его донышку каждым пальчиком левой и правой руки или постучать стаканчик о стаканчик. А ещё стаканчиками можно жонглировать, как это делает клоун в цирке.
Фото 5. Игра со стаканчиками
Пальчиковая гимнастика с пластиковыми стаканчиками
Активно развивает и укрепляет кисть руки игра с металлическими крышками. В этой игре используется быстрая музыка, заставляющая детей активно сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно и попеременно.
Фото 6. Игра с металлическими крышками
В средней возрастной группе продолжают использоваться предметы, с которыми дети начинали работать в младшей возрастной группе: целлофановые пакеты и деревянные палочки. Но работа с ними усложняется: можно показать динамику звучания, шурша пакетом громко и тихо, благодаря более активным и мягким движениям пальцев. С деревянными палочками можно поиграть в ритмическую игру «Эхо», во время которой дети повторяют простые ритмические задания, предложенные педагогом. В эту игру дети играют и в старшей возрастной группе, только ритмические задания предлагается задавать кому-то из детей при обязательном условии, чтобы ритм задания не повторялся.
Пальчиковая гимнастика с варежками.
Очень интересна и игра «Рыбка», в которой варежка надевается на кисть руки и превращается в рыбку. Рыбку можно сделать из обычных варежек: пришить на них «глаза» (пуговицы), а к резинке, которая надевается на кисть руки, пришить легкий газовый платок – если правильно изгибать кисть, то рыбка «поплывет». Манипуляция с рыбкой развивает гибкость и подвижность рук, главным образом кистей и пальцев.
Фото 7. Игра с «рыбками»
Пальчиковая гимнастика с бусами.
В средней возрастной группе можно начать рисовать бусами. Для творческих работ необходимы бусы (желательно длинные) разных цветов. В основу рисования бусами положен принцип от простого к сложному. На начальном этапе работы с бусами нужно обязательно детям показать, как это делать. Сначала рисуются простые геометрические фигуры, знакомые детям: круг, квадрат, прямоугольник, затем можно перейти к рисованию более сложных форм: крыша домика, рыбка, грибок, цветок. В старшей возрастной группе дети дошкольного возраста выполняют более сложные, предложенные им задания. И последним этапом в этой игре будет рисунок, придуманный и нарисованный самим ребенком. Рисование бусами это не только когнитивная, но также и релаксационная игра, поскольку проходит она неспешно в сопровождении спокойной и красивой классической музыки, например, В.А. Моцарта.
Фото 8. Игра «рисуем бусами»
Пальчиковая гимнастика с цветными резинками.
Плести паутинку можно при помощи небольших цветных резинок. Детям предоставляется возможность пофантазировать над резинками-паутинками: в парах или группах. Начиная работу с резинками, обязательно в начале нужно объяснить детям, что натянутую во время игры резинку нельзя отпускать, так как она, отскочив, может больно ударить какого-либо из играющих. Нужно попросить детей не запутывать резинки, а неторопливо перемещая руки, останавливаться и показывать получившийся узор. Цветные резинки можно увеличить в 2-3 раза и тогда игра примет более сложный фантазийно-конструкторский характер. Работая в группе по несколько человек, можно создавать разнообразные геометрические фигуры, очерченные натянутыми цветными резинками.
Фото 9. Резинки для пальчиковых игр
Игра с цветными резинками когнитивная, коммуникативная, выполняющая не только развивающие и обучающие задачи, но также и психотерапевтические: развитие социальной адаптации ребёнка, принятие им партнера как друга.
Пальчиковая гимнастика с платками.
Оригинальна и интересна игра с платками из легкой прозрачной ткани. Суть заключается в том, что ребенок должен собрать платок полностью в ладошку, перебирая пальчиками так, чтобы весь платок оказался в руке. Эта игра выполняется поочередно правой и левой рукой, что способствует развитию обоих полушарий мозга. Также платок можно собирать одновременно двумя руками. Внимание ребенка при этом будет концентрироваться на одновременном движении пальцев рук. Еще одним вариантом работы с тканью может быть коллективная работа с большим полотном, в которой одновременно участвует группа детей. При этом следует использовать ткань струящихся текстур, приятных на ощупь. Большое тканевое полотно натягивается в прямоугольник, и дети рисуют на ткани фигуры и образы по заданию педагога или выбирают рисунок самостоятельно.
Фото 10. Игра с тканью
Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.
Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.
Упражнение №1 «Ходули»
С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:
Человечек не скучает,
По тропиночке шагает,
Он к болоту подошел
И по кочкам всем прошел.
(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)
Упражнение №2 «Перехваты»
Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук
Словно ловкими жучками,
Пальчиками, как крючками,
Перехватим карандаш.
Упражнение №3 «Дудочка»
Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.
Пальчики не отдыхают,
Карандаш перебирают,
Как на дудочке играют.
Упражнение №4 «Согреваем ладошки»
Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.
Катать валик или карандаш:
- по столу ладонями;
- по столу подушечками пальцев;
- между ладошек:
Карандаш, в руках катаем
И ладошки согреваем.
Очень быстро мы катаем,
Никогда не замерзаем.
Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.
Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»
Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем
Братья помогают папе,
Старший братик и меньшой,
Очень ловко и умело,
Поднимают груз большой.
- одними и теми же пальцами разных рук;
- одной рукой за два конца (счётные палочки).
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.
Упражнение №6 «Дрова»
Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек
Грузовик привез дрова,
Соберем их со двора.
Повторить упражнение второй рукой.
Упражнение №7 «Дятел»
Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным
Дятел, дятел постучи.
Где сидишь ты? Покажи
Упражнение №8 «Точилка»
Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:
Мы точилочку берем,
Карандаш в нее кладем.
Будет острым наш
Синий карандаш.
Упражнение №9 «Колодец»
Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;
Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись — игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:
Ровно брёвнышки кладём,
Мы колодец соберём,
Чтоб была у нас всегда.
Очень чистая вода.
или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.
Упражнение №10 «Маятник», «Качели»
Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»
взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать — «качели»;
Упражнение №11 «Учусь правильно писать»
- покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);
- положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
- взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:
а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;
б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами
Учусь я карандаш держать,
Чтоб буквы правильно писать.
Упражнение № 12 «Гусеница»
Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:
Гусеница вверх и вниз ползет —
С веточки не упадет.
- постучать по карандашу поочередно указательным
большим и средним пальцами; - подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;
Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего
двумя руками одновременно.
Пальчиковая гимнастика со шнурком.
Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.
Упражнение №1 «Узелки»
Предложить ребенку:
- перехватить несколько раз веревочку за узлы;
- показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.
Упражнение №2 «Змейка»
Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и
указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:
Вот сегодняшний урок:
У меня в руках шнурок.
Змейкой извивается,
Вперед ползти пытается.
Упражнение №3 «Накрути»
Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на
катушку.
Упражнение №4 «Паучок»
Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):
Паучок пошел гулять,
Паутинку заплетать.
Хочет он поймать туда
И букашку, и жука.
Заключение
Важность
развития мелкой моторики ребенка сложно переоценить: это развитие речи,
памяти, внимания, мышления, воображения. Пальчиковые игры во время в
детском саду как нельзя лучше способствуют развитию мелкой моторики,
занятий, работа с бытовыми предметами через пальчиковые игры является эффективным дополнением, способствующим комплексному развитию ребенка.
Список литературы:
1. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2009. – 98 с.
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М., 2002. – 112 с.
3. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. 2009. – №6. – С. 34-36.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.02.2024
Дата обновления: 16.02.2024
Дата публикации: 01.12.2022