Пальчиковая гимнастика с предметами

01.12.2022

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:

  • мячики: су-джок, массажные «ёжики», теннисный мячик;
  • бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки; зубные щетки, кисточки для
  • природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;
  • бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;
  • специальные полотна и досочки: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.

Существует большое количество игровых пальчиковых комплексов с разнообразной тематикой и вспомогательными материалами. Педагог должен учитывать, что дети дошкольного возраста любят повторение, для них это способ усвоения и закрепления изученного. Если наблюдается угасание интереса к знакомым играм, следует поработать с имеющимся материалом. Способы разнообразить пальчиковые игры, мотивировать детей к тренировке:

  • создание сюрпризного момента, игровой проблемной ситуации;
  • привлечение занимательных предметов: колпачков или масочек на пальцы, ширмы, декораций для игры;
  • включение музыкального сопровождения;
  • проведение мастер-класса для младших групп или совместного с родителями досуга.

Пальчиковая гимнастика с целлофановыми пакетами.

Здесь используются целлофановые пакеты, которые можно мять правой или левой рукой, либо сминать пакет одновременно обеими руками. Игра обязательно сопровождается текстовым пояснением, понятным детям этого возраста, например: «так снежок скрипит», «так листики шуршат».

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-1-225x300.jpg Фото 1. Игра с пакетом

Пальчиковая гимнастика с деревянными палочками

Пальчиковая игра с деревянными палочками требует от ребёнка большего внимания и сосредоточенности. Двумя палочками он играет простой ритм, катает палочки в руках, по коленям, стучит палочками по полу, прячет палочки за спину.

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-2-300x199.jpg Фото 2. Игра с деревянными палочками

Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками.

Для работы с детьми среднего дошкольного возраста (от 3 лет до 5 лет) используются более сложные в работе бытовые предметы, как, например, прищепки. Их можно задействовать в игре в разных вариантах: нанизывать на бельевую верёвку и снимать; прикреплять на картонный круг в виде лучиков, на котором нарисовано солнышко; на нарисованном овале лица дедушки и папы делать волосы или бороду; нарисовать на плотном картоне сороконожку без ног и сделать их при помощи прищепок.

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-3-225x300.jpg Фото 3. Игра с прищепками

Пальчиковая гимнастика с пуговицами

Большой интерес у детей вызывает работа с пуговицами. Дети с огромным вниманием их рассматривают. Положив вместе большие и маленькие пуговицы, перемешав их, нужно попросить отобрать, например, самые большие или самые маленькие. В эту игру можно играть одному, двум детям или группе детей.

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-4-225x300.jpg Фото 4. Пуговицы для пальчиковых игр

Пальчиковая гимнастика с пластиковыми стаканчиками

Можно играть и с пластиковыми стаканчиками из-под йогурта. Стаканчик может стать ударным инструментом. Его можно превратить в маленький барабанчик и постучать по его донышку каждым пальчиком левой и правой руки или постучать стаканчик о стаканчик. А ещё стаканчиками можно жонглировать, как это делает клоун в цирке.

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-5-300x198.jpg Фото 5. Игра со стаканчиками

Пальчиковая гимнастика с пластиковыми стаканчиками

Активно развивает и укрепляет кисть руки игра с металлическими крышками. В этой игре используется быстрая музыка, заставляющая детей активно сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно и попеременно.

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-6-300x193.jpg Фото 6. Игра с металлическими крышками

В средней возрастной группе продолжают использоваться предметы, с которыми дети начинали работать в младшей возрастной группе: целлофановые пакеты и деревянные палочки. Но работа с ними усложняется: можно показать динамику звучания, шурша пакетом громко и тихо, благодаря более активным и мягким движениям пальцев. С деревянными палочками можно поиграть в ритмическую игру «Эхо», во время которой дети повторяют простые ритмические задания, предложенные педагогом. В эту игру дети играют и в старшей возрастной группе, только ритмические задания предлагается задавать кому-то из детей при обязательном условии, чтобы ритм задания не повторялся.

Пальчиковая гимнастика с варежками.

Очень интересна и игра «Рыбка», в которой варежка надевается на кисть руки и превращается в рыбку. Рыбку можно сделать из обычных варежек: пришить на них «глаза» (пуговицы), а к резинке, которая надевается на кисть руки, пришить легкий газовый платок – если правильно изгибать кисть, то рыбка «поплывет». Манипуляция с рыбкой развивает гибкость и подвижность рук, главным образом кистей и пальцев.

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-7-225x300.jpg Фото 7. Игра с «рыбками»

Пальчиковая гимнастика с бусами.

В средней возрастной группе можно начать рисовать бусами. Для творческих работ необходимы бусы (желательно длинные) разных цветов. В основу рисования бусами положен принцип от простого к сложному. На начальном этапе работы с бусами нужно обязательно детям показать, как это делать. Сначала рисуются простые геометрические фигуры, знакомые детям: круг, квадрат, прямоугольник, затем можно перейти к рисованию более сложных форм: крыша домика, рыбка, грибок, цветок. В старшей возрастной группе дети дошкольного возраста выполняют более сложные, предложенные им задания. И последним этапом в этой игре будет рисунок, придуманный и нарисованный самим ребенком. Рисование бусами это не только когнитивная, но также и релаксационная игра, поскольку проходит она неспешно в сопровождении спокойной и красивой классической музыки, например, В.А. Моцарта.

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-8-225x300.jpg Фото 8. Игра «рисуем бусами»

Пальчиковая гимнастика с цветными резинками.

Плести паутинку можно при помощи небольших цветных резинок. Детям предоставляется возможность пофантазировать над резинками-паутинками: в парах или группах. Начиная работу с резинками, обязательно в начале нужно объяснить детям, что натянутую во время игры резинку нельзя отпускать, так как она, отскочив, может больно ударить какого-либо из играющих. Нужно попросить детей не запутывать резинки, а неторопливо перемещая руки, останавливаться и показывать получившийся узор. Цветные резинки можно увеличить в 2-3 раза и тогда игра примет более сложный фантазийно-конструкторский характер. Работая в группе по несколько человек, можно создавать разнообразные геометрические фигуры, очерченные натянутыми цветными резинками.

http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-9-225x300.jpg Фото 9. Резинки для пальчиковых игр

Игра с цветными резинками когнитивная, коммуникативная, выполняющая не только развивающие и обучающие задачи, но также и психотерапевтические: развитие социальной адаптации ребёнка, принятие им партнера как друга.

Пальчиковая гимнастика с платками.

Оригинальна и интересна игра с платками из легкой прозрачной ткани. Суть заключается в том, что ребенок должен собрать платок полностью в ладошку, перебирая пальчиками так, чтобы весь платок оказался в руке. Эта игра выполняется поочередно правой и левой рукой, что способствует развитию обоих полушарий мозга. Также платок можно собирать одновременно двумя руками. Внимание ребенка при этом будет концентрироваться на одновременном движении пальцев рук. Еще одним вариантом работы с тканью может быть коллективная работа с большим полотном, в которой одновременно участвует группа детей. При этом следует использовать ткань струящихся текстур, приятных на ощупь. Большое тканевое полотно натягивается в прямоугольник, и дети рисуют на ткани фигуры и образы по заданию педагога или выбирают рисунок самостоятельно.

  http://slovo.mosmetod.ru/wp-content/uploads/2018/07/Marakhanova_pic1-10-300x195.jpg

Фото 10. Игра с тканью

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для  выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

 

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

  • по столу ладонями;
  • по столу подушечками пальцев;
  • между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»Хочу такой сайт

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

  • одними и теми же пальцами разных рук;
  • одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

 Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись — игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

 или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Упражнение №10 «Маятник», «Качели»

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать — «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

  • покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);
  • положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
  • взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет

С веточки не упадет.

  • постучать по карандашу поочередно указательным
    большим и средним пальцами;
  • подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала  ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Пальчиковая гимнастика со шнурком.

Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.

Упражнение №1 «Узелки»

 Предложить ребенку:

  • перехватить несколько раз веревочку за узлы;
  • показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.

Упражнение №2 «Змейка»

Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и
указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:

Вот сегодняшний урок:

У меня в руках шнурок.

Змейкой извивается,

Вперед ползти пытается.

Упражнение №3 «Накрути»

Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на
катушку.

Упражнение №4 «Паучок»

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Заключение
Важность развития мелкой моторики ребенка сложно переоценить: это развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения. Пальчиковые игры во время в детском саду как нельзя лучше способствуют развитию мелкой моторики, занятий, работа с бытовыми предметами
 через пальчиковые игры является эффективным дополнением, способствующим комплексному развитию ребенка.

Список литературы:
1. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2009. – 98 с.
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М., 2002. – 112 с.
3. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. 2009. – №6. – С. 34-36.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.02.2024

Дата обновления: 16.02.2024

Дата публикации: 01.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».