1 Паспорт Наименование дополнительной платной образовательной услуги Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию творческих способностей у детей «МультСтудия» Основание для разработки программы Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; Основная общеобразовательная программа образовательная программа МБДОУ детского сада № 402; Устав МБДОУ детского сада № 402, утвержденного 2 Заказчик программы Организация исполнитель программы Объекты программы Цель программы Задачи программы Распоряжением Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга от 02.12.2020 г., № 3075/46/36. Родители МБДОУ детского сада № 402 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 402 Обучающиеся от 5 лет до прекращения образовательных отношений, посещающие МБДОУ детский сад № 402 Формирование у детей потребности в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития). Познакомить с историей возникновения и видами мультипликации; Познакомить с технологией создания мультипликационного фильма; Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас. Развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов; Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности; Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам; 3 Ожидаемые результаты Организация контроля за реализацией программы Срок реализации программы Обучающиеся: Передают объем и движение через применение техники перекладывания; Комбинируют различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи; Добиваются тональной и цветовой градации при передаче объема предметов; Проявляют художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение; Применяют различные художественные материалы с учетом вида анимационной деятельности; Владеют простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером; Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараясь разрешать конфликты. Контроль за реализацией программы осуществляет Заведующий ДОУ 2 года 4 Оглавление I. II III Целевой раздел 6 1.1. Пояснительная записка 6 1.2. Цель и задачи реализации ПДО 7 1.3. Принципы и подходы к формированию ПДО 7 1.4. Целевые ориентиры 8 1.5. Содержание программы 8 1.6. Планируемые результаты освоения Программы 9 Организационный раздел 10 2.1. Учебный план программы «МультСтудия» 10 2.2 Календарный учебный график. 11 2.3. Тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста. 12 2.4 Материально-техническое обеспечение ПДО 17 2.5 Диагностический мониторинг. 18 Воспитательная работа 19 3.1 Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы 3.2 Формы и методы воспитания. 19 3.3 Условия воспитания, анализ результатов. 21 Список используемой литературы 23 5 20 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество - сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл. Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества. Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов. Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление, воображение. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира. Мультипликация - это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника- мультипликатора. В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная 6 подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ. Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно- исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: Формирование у детей потребности в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития). Задачи Образовательные: − познакомить с историей возникновения и видами мультипликации; − познакомить с технологией создания мультипликационного фильма; − формировать художественные навыки и умения; − поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас. Развивающие: − развивать творческое мышление и воображение; − развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов; − способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей; − развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Воспитательные: − воспитывать чувство коллективизма; − поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности; − воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам; − воспитывать умение доводить начатое дело до конца. 1.3. Принципы и подходы к формированию ПДО Принцип самоценности дошкольного возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Принцип деятельности. Решение образовательных задач опирается на характерный для этого возрастной этап виды детской деятельности и общения с 7 взрослым. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно - ориентированном взаимодействии взрослых с детьми и предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважения к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора занятий, материалов. Принцип интеграции содержания образования. В данной программе принцип интеграции реализуется в сочетании и взаимопроникновении в педагогический процесс разных видов детской деятельности. 1.4. Целевые ориентиры дети видят идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие); раскрепощение мышления; развитие творческого потенциала; формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах; создание мультфильмов в предложенных педагогом техниках; осуществление контроля: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы; совершенствование навыков общения: самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника. 1.5. Содержание программы Реализация этого раздела обусловлена развитием интереса к устройству простейших мультипликационных технических объектов. Обучающиеся знакомятся с основными сведениями об истории, теории и практике мультипликации. Цель раздела: создание условий для развития технических способностей, формирования интереса к мультипликационным объектам и развития желания к созданию простейших рисованных мультпродуктов. Задачи раздела: обучить приемам правильной и безопасной работы с различными инструментами; познакомить обучающихся с историей зарождения мультипликации и перспективами ее развития и использования; научить самостоятельно проектировать, изготавливать простейшие мультипликации; формировать знания о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране; формировать знания о законах развития сюжета и правилах драматургии. 8 1.6. Планируемые результаты освоения Программы Освоение предметных знаний и умений: обучающийся будет знать: виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения); этапы создания мультфильма; название и назначение инструментов и материалов, используемых для создания персонажей, фонов, декораций; название и назначение технического оборудования: веб-камера, штатив, монтажный стол, монтажная программа и т.д.; о возможности применения различных видов изобразительного и декоративного творчества в анимации: рисунок, лепка, природный и другие материалы. технологии создания мультипликационных фильмов в технике объемной анимации, пластилиновой анимации; профессиональные анимационные термины: «кадр», «съёмка» «монтаж», «озвучка», «раскадровка»; правила и подходы создания сценария; обучающийся будет уметь: изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и природного материала; устанавливать веб-камеру, проводить съемку под наблюдением педагога; применять различные виды изобразительного и декоративного творчества (рисунок, лепка, природный материал) для изготовления фонов, декораций; свет; делать простейшую раскадровку с помощью педагога; использовать средства художественной изобразительности: крупность плана, озвучивать героев. создавать сценарий к мультфильму с помощью педагога; пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, фломастерами, гуашью, акварелью, кистью, белой и цветной бумагой); передавать движение фигуры человека и животных. Формы педагогической диагностики: творческие задания, тесты, викторины, выпуск анимационных фильмов. Результаты фиксации освоения Программы: входной, промежуточный и итоговый контроль: входной контроль – отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Контроль проводится в форме теста и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. текущий котроль (после каждого раздела) - выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов, их предупреждения и исправления. Внимание каждого обучающегося обращается на четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. итоговый контроль - определение уровня усвоения программы каждым обучающимся. 9 II. Организационный раздел 2.1. Учебный план программы «Мультстудия» Дополнительная образовательная программа «Мультстудия» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения дополнительной образовательной программы «Мультстудия» 1 год. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Общий объем обязательной части дополнительной образовательной программы «Мультстудия», рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает в непосредственно образовательную деятельность время, отведенное на: • совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка; • самостоятельную деятельность детей. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей: от 5ти до 6-ти лет – не более 25 минут • от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН и СП. Занятия с детьми проводятся один раз в неделю. Занятия проводятся группами по 6-10 детей. При организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы. Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга. Количество Количество Возраст Время Периодичность академических академических детей занятий в неделю часов в часов в год неделю от 5 до 6 25 мин 1 1 36 от 6 до 7 30 мин 1 1 36 Итого 55 мин 2 2 72 * Совместная деятельность проводится во вторую половину дня 10 2.2 Календарный учебный график. Во время учебного года вся непосредственная образовательная деятельность по дополнительному образованию проводятся во второй половине дня. Учебный год составляет 36 недель, начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. С 30 декабря по 7 января в детском саду организованы каникулы. Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября. Группа (старшая, Содержание подготовительная) Начало учебного года 02.09.2024 Конец учебного года 31.05.2025 Продолжительность учебного года 36 недель Первое полугодие 17 недель Второе полугодие 19 недель Продолжительность учебной 5 дней недели Продолжительность 25 мин – старшая группа образовательной деятельности 30 мин – подготовительная Сроки проведения оценки сентябрь индивидуального развития детей Праздничный дни 04.11.2024 – 06.11.2024, 23.02.2025 -25.02.2025, 08.03.2025-10.03.2025, 28.04.2025-01.05.2025, 09.05.2025-12.05.2025. Каникулы 31.12.2024-08.01.2025 № Наименование разделов и тем п/п Количество занятий Теория Практика Всего 1 Диагностический мониторинг 1 2 «За кулисами мультфильма» 1 1 3 «Все о мультипликации» 1 1 4 «Сказочная история» 1 1 2 5 «Речь. Эмоции» 1 2 3 6 «Рисуем сказку. Перекладная анимация» 1 2 3 7 «Кукольная анимация» 1 2 3 8 «Предметная анимация» 1 2 3 9 «Объёмная анимация» 1 2 3 11 1 2 10 «Плоскостная анимация» 1 2 3 11 «Лего-анимация» 1 2 3 12 «Пластилиновая анимация» 1 2 3 13 «Создание пластилинового мультфильма» 1 2 3 14 «Сочиняем мультфильм» 1 2 3 14 22 36 Всего занятий в год: 2.3. Тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста. № 1 Неделя Тема Содержание 1 неделя Диагностический мониторинг Выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале обучения. «За кулисами мультфильма» Знакомство с мультстудией; обсуждение известных детских мультфильмов; обсуждение роли мультфильма в жизни ребенка; 2 Что такое мультфильм? 3 Обратная сторона экрана 4 5 2-3 неделя Шаг за шагом Знакомство детей с различными анимационными техниками; знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм; просмотр мультфильмов, созданных другими детьми; Знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; обсуждение данных составляющих на примере мультфильма "Пластилиновая ворона" Персонаж - кто это? Знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения); создание собственного персонажа (рисунок и рассказ о нем); 6 «Все о мультипликации» «Путешествие в мир Вводное занятие. Дошкольники совершают путешествие во мультипликации» времени. Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. 7 Парад мультпрофессий. 8 4-5 неделя Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма. Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина». Подвижная игра «Отгадай профессию» Практическое занятие. Элементарное знакомство с процессом съемки. Дидактическая игра «Лови момент». Просмотр движения. 12 9 10 Как оживить картинку. Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках. Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот». «Сказочная история» Сюжет. «Сказочная Знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, история» развязка, заключение); упражнение «Составление рассказа по картинке»; создание сюжета совместно со всеми детьми, 6-7 неделя используя созданных ранее персонажей; обучение технике раскадровки 11 Декорации. Построим волшебный мир. Изучение способов изготовления декораций; знакомство с различными материалами; изготовлений декораций по придуманному сюжету 12 Камера - мотор! Знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма; обучение технике безопасности в мультстудии; съемка мультфильма по заранее написанному сюжету 13 Говорим и показываем Продолжение съемки мультфильма; озвучивание и монтаж мультфильма; просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы. 14 Наши эмоции. От улыбки станет всем светлей 15 Наша речь. Ласковое слово. 16 Кто я? Я особенный Я среди других. 17 18 «Речь. Эмоции» Беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях; работа с калейдоскопом эмоций; работа перед зеркалом - изучение собственных эмоций; изготовление персонажей со сменными эмоциями; разработка сюжета и съемка мультфильма «Наши эмоции» Обсуждение с детьми речевых особенностей людей; упражнения на развитие риторики; изготовление персонажей со сменными артикуляциями; разработка сюжета и съемка мультфильма «Ласковое слово» Обсуждение с детьми индивидуальных особенностей каждого человека; -игры на развитие положительного отношение к себе и 8-9 неделя повышение самооценки; - изготовление персонажей, отражающих особенности детей, создающих их; - разработка сюжета и съемка мультфильма «Я среди других» Моё окружение Моя Беседа с детьми на тему «Мое окружение», определение семья. позиции ребенка в семье и отношений между родственниками; упражнения на развитие доброжелательного отношения к родственникам; создание сюжета и съемка мультфильма «Моя семья» «Рисуем сказку. Перекладная анимация» Мультфильм Разбор сюжета сказки «Колобок» определение персонажей, «Колобок» декораций, подготовка персонажей и декораций. 13 19 20 10-11 неделя 21 Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. Разбор сюжета сказки «Мышонок и карандаш»; определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. История кукольной анимации Придумывание сюжета Для чего нужны декорации? Подготовка декораций 22 23 24 12-13 неделя Как куклы двигаются? Подготовка куколгероев Съемка мультфильма Озвучиваем мультфильм. Монтаж. 25 «Удивительная почва» 26 27 Мультфильм «Колобок» Мультфильм «Мышонок и карандаш» Мультфильм «Мышонок и карандаш» 14-15 неделя 28 29 30 16-17 неделя «Кукольная анимация» Просматривают кукольные мультфильмы. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» «Предметная анимация» Вспомнить про свойства почвы. придумать сюжет, раскрывающий жизнь какого либо персонажа, живущего в почве. «Удивительная почва» «Удивительная почва» Использование различных техник в одном мультфильме Придумывание сюжета Продолжение. Использование различных техник в одном мультфильме Придумывание сюжета Подготовка персонажей, декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. «Объёмная анимация» Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» 14 31 18-19 неделя 32 37 38 20-21 неделя 39 40 41 46 Подготовка пластилиновых и бумажных героев, кукол. Подготовка декораций из различных материалов Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Продолжение. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Подготовка Работа по конструированию декораций проводится в парах. пластилиновых и Покадровая съемка сказки. бумажных героев, Озвучивание, монтаж видео. кукол. Подготовка декораций из различных материалов Съёмка мультфильма «Плоскостная анимация» История на бумаге Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм, Придумывание сделанный в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сюжета сказок») Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» Как герои Дети придумывают характерные особенности главных двигаются? персонажей. Изготовление Практическая работа по рисованию в парах. подвижных Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики фигурок из картона героев мультфильма. Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций Мы - аниматоры Мы звукорежиссеры. Монтаж фильма. Лего фигурки в мультфильмах Придумывание сюжета Повторяют сюжет придуманной сказки. Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Игра «Раз картинка, два картинка» Игра «Говорим разными голосами» При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст. «Лего-анимация» Просматривают мультфильм, изготовленный из конструктора «Лего». Разрабатывают совместно со взрослым сценарий будущего мультфильма. Распределяем роли. Игра «Паровозик предложений» 15 47 24-25 неделя 48 49 51 53 54 55 Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Подбор героев. Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Покадровая съёмка. Озвучивание героев. 1. При помощи звукоподражательных игр узнают о Монтаж. многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» 2. Записываем голоса героев «Путешествие капельки» 50 52 Как фигурки передвигать? Построение декораций фона, подборка героев Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. 26-27 неделя «Путешествие капельки» «Весеннее приключение» «Пластилиновая анимация» Вспомнить про круговорот воды в природе. Придумать сюжет, раскрывающий круговорот воды. Подготовка персонажей, декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. «Весеннее Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. приключение» «Создание пластилинового мультфильма» Беседа на тему Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию. «Выбор сюжета для Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с пластилинового использованием ИКТ «Узнай персонажа». Разработка мультфильма». сценария первого пластилинового мультфильма. Работа по подготовке сценария мультфильма. Жили-были дед и Создание персонажей мультфильма и декораций. Работа в баба… микрогруппах: подготовка пластилина, вылепливание фигур, моделирование поз и мимики. Дидактическая игра «Фантазеры» 16 56 28-29 неделя Сказка оживает. Озвучиваем мультфильм. Монтаж. Практическая работа в группах. Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки. Речевая разминка «Эхо» При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. Осмотр материала съемки. Речевая разминка «Эхо» При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку. «Сочиняем мультфильм» Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. 57 Сказка оживает. Озвучиваем мультфильм. Монтаж. 58 Мультфильм «День Победы» 59 Мультфильм «День Победы» Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. Мультфильм «Лето- прекрасная пора» Мультфильм «Лето- прекрасная пора» Придумывание сюжета сказки, его персонажей и их характера. Определение персонажей, декораций. Подготовка персонажей и декораций. Покадровая съемка сказки. Озвучивание, монтаж видео. 60 61 30-31 неделя 2.4 Материально-техническое обеспечение ПДО Оборудование и программное обеспечение анимационной студии: - Детская мультстудия; - видеокамера с функцией покадровой съемки; - штатив, на который крепится видеокамера; - настольная лампа; - компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Movie Maker); - подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма); - диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма); - художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие). - флеш-накопители для записи и хранения материалов; - устройство для просмотра мультипликационных фильмов: проектор с экраном или монитор компьютер. 17 2.5 Диагностический мониторинг. Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, педагогическая диагностика уровня развития освоения программы проводится по мере прохождения материалов программы. Бланк регистрации освоения содержания образовательной программы «Мультстудия». Карта наблюдений за освоением содержания образования Ф.И.О. педагога Дата № п/п Ф.И. ребёнка 1 2 3 4 У У Уро У ровень ровень вень ровень П И П И П И П И Итоговый показатель 1 Примечание Знание этапов создания мультфильма Знание техники изготовления мультипликации Знание профессий участвующих в создании мультфильмов Имеет представле-ния о создании спецэффекто в Предпочитаемая техникамультипликации Тип достижений (чем овладевают дети) П И . 2 . 3 . 4 . 5 . П – первичный мониторинг И – итоговый мониторинг Высокий уровень – ребёнок показатель, отнесённый к достижению, выполняет самостоятельно и правильно. Средний уровень - ребёнок показатель, отнесённый к достижению, выполняет с небольшими ошибками, но после небольшой помощи взрослогоисправляет их. Низкий уровень - ребёнок показатель, отнесённый к достижению, не может выполнить самостоятельно, допускает неточности, не может исправить их с помощью взрослого 18 III. Воспитание. В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания является: развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм по- ведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачи: 1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Для решения задач воспитания при реализации программы создается и поддерживаются определённые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества. Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации программы составляют целевые ориентиры воспитания как ожидаемые результаты воспитательной деятельности в процессе реализации программы. Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества. 3.1 Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы. 1. воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); 2. приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»; 3. становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к 19 окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка; 4. формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; 5. создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). 3.2 Формы и методы воспитания. Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовно- нравственных ценностей осуществляется в процессе, как в образовательной деятельности, так и режимных моментах деятельности ДОО. В программе подобраны виды, формы и методы воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности, объективных представлений о мире, окружающей действительности, внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному поведению. Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация групповой занимательной дополнительной образовательной деятельность (занятие), на основе знакомства с мультфильмом. В ходе занятий в соответствии содержанием программ воспитанники: ✔ усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; ✔ получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; ✔ осознают себя способными к нравственному выбору; ✔ участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Дети старшего дошкольного возраста получают информацию о достижениях в науке и культуре, о художественных произведениях, киноискусстве, о традициях народного творчества, об исторических событиях и т. д. — источник формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети совместно с родителями (законными представителями) не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д. Продуктивная и творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование, подготовка к конкурсам, фестивалям, концертам, выставкам, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в области постановки цели, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю 20 дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые события: просмотр работ, конкурсы, соревнования, презентации проектов — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Воспитательное значение активностей детей при реализации программ наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической, патриотической, трудовой, деятельности. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: ⮚ метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); ⮚ метод упражнений (приучения); ⮚ методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); ⮚ метод переключения в деятельности; ⮚ методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; ⮚ методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3 Условия воспитания, анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации образовательной деятельности ДОО на основной материально -технической базы реализации дополнительной программы в рамках организации дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в соответствии с нормами и правилами работы ДОО. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Оценка творческих работ и проектов экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) с точки зрения достижения воспитательных результатов, поскольку в индивидуальных творческих и исследовательских работах, проектах неизбежно отражаются личностные результаты освоения программы и личностные качества каждого ребёнка. Так же оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов, интервью, материалы рефлексии, родителей в процессе реализации программы и после её завершения 21 (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.). Педагог, родители (законные представители) детей и сами дети таким образом получают свидетельства достижения задач воспитания, усвоения нравственных ориентиров и ценностей в деятельности по данной программе. Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, воспитанников, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив воспитанников: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов, интервью — используются только в виде усреднённых и анонимных данных. 22 Список используемой литературы 1. Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964 2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2010. 3. Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребёнок в детском саду, 2006. - №5 4. Художники советского мультфильма. – М.: Советский художник, 1978 5. Обучающие видео по созданию мультфильмов. Видеосервис YouTube. 6. Иткин, В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным 7. В.Д. Иткин // Искусство в школе.- 2006.- № 1.-с.52-53. 8. Зейц, М.В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница/М.В. Зейц.М.: ИНТ, 2010.-252 с. 9. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с. 10. Н.С. Муродходжаева, И.В. Амочаева Мультистудия «Я творю мир» методические рекомендации. 11. Муродходжаева, И.В. Амочаева Мультистудия «Я творю мир» инструкция в вопросах и ответах. 12. Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html. 23