Дополнительная образовательная программа Шахматы 2023

2
Содержание программы
I раздел

Целевой раздел

3 - 12

Пояснительная записка

1.1.
1.1.1

Цели
и
задачи
реализации
дополнительной
образовательной программы «Шахматы»

1.1.2

Принципы и подходы к формированию дополнительной
образовательной программы «Шахматы»

1.1.3
1.2.
II раздел

Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста, значимые для реализации
программы
Планируемые результаты освоения дополнительной
образовательной программы по шахматам
Содержательный раздел

3 - 10

10 - 11
12 - 18

2.1.

Модель реализации Программы

2.2.

Тематическое планирование работы с детьми
дошкольного возраста по техническому
конструированию и робототехнике

2.3.

Формы организации обучения дошкольников шахматам

16 - 18

Организационный раздел

18 - 20

3.1.

Учебный план

18 - 19

3.2.

Календарный учебный график

19 - 20

3.3.

Материально-техническое обеспечение Программы

20-21

III раздел

4.

12 - 13
13 - 16

Методическое обеспечение Программы

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

22

3
Целевой раздел

1.

1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная
образовательная

образовательная

программа

программа

«Шахматы»

–

дополнительная

Муниципального

бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детского сада № 402 разработана в
соответствии с законодательными нормативными документами:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
−

СП

2.4.3648-20

от

28.09.2020

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»
− Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №
1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования»;
− Постановлением Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 15 сентября 2020 г. N 1441 "Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным
− Основной образовательной программой МБДОУ детского сада № 402;
− Уставом МБДОУ детского сада № 402, утвержденного Распоряжением
Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга от 02.12.2020 г., №
3075/46/36.
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая
функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать
многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать
обучение

радостным,

поддерживать

устойчивый

интерес

к

знаниям.

4
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий,
создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и
пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений
обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую
фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций
доставляет истинное удовольствие.
Актуальность программы заключается в следующем:
данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития
с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое
мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения
шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение
предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития
способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения
шахмат
- это старшая или подготовительная группы детского сада.

5
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи
радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в
педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она
является действенным средством умственного развития и подготовки детей к
школе.
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной
программы «Шахматы»
Цель: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
Образовательная:

1.

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную
деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать
логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:

2.

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,
уверенность в своих силах и стойкий характер.
Общеразвивающая:

3.

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в
волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных
комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать
эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую
фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь
вершин

мастерства.

Воспитывать

лидерство,

стремление

стать

первым,

завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное
физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для
поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
1.1.2.

Принципы

и

подходы

к

образовательной программы «Шахматы»

формированию

дополнительной

6
Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических
принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а
не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе

является

система дидактических принципов:


принцип

психологической

комфортности

-

создание

образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих
факторов образовательного процесса


принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения

каждого ребенка своим темпом;


принцип целостного представления о мире - при введении нового

знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;


принцип

вариативности

–

осуществлять собственный выбор и им

у

детей

формируется

умение

систематически предоставляется

возможность выбора;


принцип

творчества

-

процесс

обучения

сориентирован

на

приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у
детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений
выстраивать

внутренний

план

действий,

развивать

пространственное

воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально

7
наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.
Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:


Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок

самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.


Игровое обучение – влияет на формирование произвольности

поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые
действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по
прямому заданию взрослого.


Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью

умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и
репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию,
поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой

метод

предусматривает

использование

разнообразных

компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При
использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он
определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из

основных,

ведущих методов дошкольного

образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного
содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях
окружающего

мира.

Наглядный

метод

соответствует

основным

формам

8
мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим
арсеналом

шахмат,

вследствие

чего

формируется

следующий

алгоритм

мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод

проблемного

обучения.

Разбор

партий

мастеров

разных

направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1.

Дидактические игры и задания;

2.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

3.

Практическая игра;

4.

Теоретические занятия, шахматные игры;

5.

Шахматные турниры.

1.1.3. Характеристики особенности развития детей дошкольного
возраста, значимые для реализации программы
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают
создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный
характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят
изменения в представлениях о себе: имеют дифференцированное представление о
своей гендерной принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои
поступки. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и

9
потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется
способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению
и

установлению

причинно-следственных

связей.

Возрастает

способность

ориентироваться в пространстве (отсутствует точная ориентация во временах
года, днях недели). Совершенствуется грамматический строй речи. Свободно
используются средства интонационной выразительности. Словарь активно
пополняется обобщающими словами, синонимами и антонимами, многозначными
словами. Дети способны к звуковому анализу простых трёх звуковых слов.
Растущие возможности детей обуславливают увеличение физиологической
нагрузки на организм в процессе различных форм работы. Увеличиваются объём
и интенсивность общеразвивающих упражнений. Активно формируется осанка
детей, развивается выносливость и силовые качества. Дети способны выполнять
соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности,
представления о здоровом образе жизни.
Возрастные особенности детей 6-7 лет. Переход в подготовительную
группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые
начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью
осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном
диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной
деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных
ситуациях.

Осознанно

выполняют

правила

поведения

соответствующие

гендерной роли, владеют различными видами деятельности характерными для
людей разного пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к
будущему школьному обучению.
Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети
целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов.
Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь,
который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно
используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании

10
предметов, пересказе. Происходит овладение морфологической системой языка,
чутко реагируют на грамматические ошибки. В процессе диалога развёрнуто
отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь
становится подлинным средством общения.
В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование
двигательных навыков. Совершенствуются ходьба и бег. Дети овладевают
прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места.
У детей расширяется представление

о самом

себе, своих физических

возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной гигиены.
1.2

Планируемые

результаты

освоения

дополнительной

образовательной программы «Шахматы»
Воспитанники должны:


иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;



различать и называть шахматные фигуры;



правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в

начальное положение;


иметь представление об элементарных правилах игры;



играть малым числом фигур;



иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;



владеть основными шахматными терминами;



правильно применять элементарные правила игры;



иметь представление о некоторых тактических приемах.

К концу первого года обучения дети должны:
Знать:


правила и цель игры;



основные шахматные термины;



ходы и взятие фигур;



ценность фигур;

11


три защиты от шаха;



простейшие способы матования;



первичные знания по началу партии;



общие сведения из истории возникновения и развития шахматной

культуры.
Уметь:


читать шахматную нотацию;



предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;



правильно защищать короля от угроз;



составлять простейший план действий в игре;



ставить мат в один ход.

К концу второго года обучения дети должны:
Знать:


простейшие тактические удары (двойной удар, связка);



в каких случаях партия заканчивается вничью;



"детский мат", "дурацкий мат";



основные правила игры в дебюте.

Уметь:


правильно делать рокировку;



ставить "вилки" и связки;



ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем,

двумя ладьями);


ставить мат в один ход;



защищаться от "детского мата";



атаковать слабый пункт f7 (f2);



видеть и наносить простейшие тактические удары;



решать 1-2- ходовые задачи;



от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

12

13
2. Содержательный раздел
2.1 Модель реализации дополнительной образовательной программы
«Шахматы»
Процесс

обучения

необходимо

сделать

максимально

наглядным,

предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь
дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной
программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на
свойственных детям- дошколятам потребностях и интересах, на использовании
―дошкольных деятельности. Именно действие – способ познания ребенком
окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы
должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для
наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что
на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры,
ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном
количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры
рассматриваются

во

взаимодействии

с

большим

количеством

своих

и

неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой
всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в
дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке
шахматных

упражнений,

выполнение

которых

способствует

не

только

закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к
шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то
есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения
дети получают лишь общее представление об этих понятиях. На втором году
обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание. Для
разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и

14
патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных
форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное
придумывание таких позиций самими учащимися. Формирование шахматного
мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения
алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на
практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
2.2 Тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста
по дополнительной образовательной программы «Шахматы»
Программа рассчитана на два год обучения:
Первый год обучения для детей от 5 лет до 6 лет.
Второй год обучения для детей от 6 лет до 7 лет.
На реализацию дополнительной образовательной программы «Шахматы»
отводится по 2 академических часа (2 раза по 30 минут) в неделю.
Дополнительная образовательная программа «Шахматы» рассчитана на
128 ч:
Первый год обучения для детей от 5 лет до 6 лет - 64 ч (32 недели в
учебном году).
Второй год обучения для детей от 6 лет до 7 лет - 64 ч (32 недели в
учебном году).
Первый год обучения
Тема
п/п
1

Количество часов
Теория
Практика Всего

Место занятия, оборудование и инвентарь
Личная и
общественная гигиена. Режим дня и питание
История шахматной культуры

1

1

2

2

Ходы фигур. Правила игры

20

2
22

42

3
2
4

Шахматная доска. Вертикали, горизонтали,
диагонали.

2

15

5

Знакомство с шахматными фигурами

7

Начальное положение шахматных фигур

8

Пешки - душа шахматной партии

10
11

1

1

1

1

1

Изучение шахматной нотации

6

9

1

1

1

2

1

1

2

1

2

3

2

2

1

2

2

2

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

4

10

14

1

1

2

1

2

3

1

3

4

1

4

5

Виды пешек.
Ладья. Ходы и взятия ладьей
Ладья против ладьи. Ладья против пешек
1

12
13

Слон. Ходы и взятия слоном
Слон против слона, ладьи. Слон против пешек
1

14
15

Ферзь. Ходы и взятия ферзем
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек
1

16
17
18

Конь. Ходы и взятия конем
Конь против фигур и пешек
Ценность фигур. Выгодно - невыгодно
1

19
20
21
22
23
24

Король Ходы и взятия королем
Король против фигур и пешек
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Цель шахматной партии
Нападение на короля - шах
Три способа защиты от шаха

25

Вскрытый шах и двойной шах

26

Мат как цель игры в шахматы

16

27
28
29

2

2

9

9

2

2

45

72

Тесты и упражнения для закрепления знаний
Игра из начального положения.
Контрольное занятие по итогам полугодия
(года)
Итого

27

Второй год обучения
№
п/п

Тема

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1

1

2.

Место занятия, оборудование и инвентарь
Личная и
общественная гигиена. Режим дня и питание
История шахматной культуры

2

2

3

Повторение

2

5

7

3.1

Шахматная нотация

1

1

2

3.2

Ходы, взятия и ценность фигур

1

1

2

3.3

Решение учебных задач по теме "Мат в один
ход"
Сложные ходы фигур

3

3

2

5

7

4.1

Особый ход - рокировка

1

1

2

4.2

Ничья. Пат. Вечный шах

1

2

3

4.3

2

2

12

15

5.1

Тесты и упражнения для закрепления знаний
Простейшие схемы достижения матовых
ситуаций. Мат
одинокому королю
Мат в один ход: более сложные случаи.

2

2

5.2

Линейный мат. Мат в 2 хода

1

2

3

5.3

Мат королём и ферзём.

1

2

3

5.4

Спертый мат

1

2

3

5.5

Тесты и упражнения для закрепления знаний

4

4

1.

4

5

6

3

Защита и нападение на фигуры

2

10

12

6.1

Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры

1

4

5

6.2

Связка

1

4

5

6.3

Тесты и упражнения для закрепления знаний

2

2

12

16

7

Основные правила игры в дебюте

4

17
7.1

Детский мат и защита от него

1

2

3

7.2

О диагоналях, по которым атакуется король

1

2

3

7.3

Перевес в развитии

1

3

4

7.4

О пункте, с которого в дебюте нередко дается
мат
Тесты и упражнения для закрепления знаний

1

3

4

2

2

7.5
8

Игра из начального положения.

10

10

9

Контрольное занятие по итогам полугодия (года)

2

2

56

72

Итого

16

2.3 Формы организации обучения дошкольников Шахматам.
Совместная деятельность с детьми организована в виде организованной
образовательной деятельности (ООД). Проводится педагогами в соответствии с
образовательной программой ДОУ с детьми старших и подготовительных
возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется
время проведения ООД, в соответствии с СанПиН требований к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций".
В детском саду используются групповые, индивидуальные формы
организованного обучения:

Индивидуальная форма организации обучения позволяет
индивидуализировать обучение.

Групповая форма организации обучения (индивидуальноколлективная).

Соревнования (практическое участие детей в турнирах).
Формы педагогической диагностики:

педагогические наблюдения;

открытые занятия с последующим обсуждением;

итоговые занятия;
Результаты педагогической диагностики могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:


индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить
индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый

18
ответ оценивается по трех бальной системе:
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2
балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат
появляется при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».
Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,
различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их
отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия
фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать
мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает
навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито
зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои
действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать,
мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет
записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в
различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных
частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и
сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в
клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно»,
«больше»,
«меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении
величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические
фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет
шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет

19
понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
3. Организационный раздел
3.1 Учебный план
Дополнительная

образовательная

программа

«Шахматы»

определяет

содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности.
Реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Срок освоения дополнительной образовательной программы «Шахматы» 2
года.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий,
используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка.
Общий объем обязательной части дополнительной образовательной
программы

«Шахматы»,

воспитанников,

рассчитывается

основными

в

направлениями

соответствии
их

развития,

с

возрастом
спецификой

дошкольного образования и включает в непосредственно образовательную
деятельность время, отведенное на:
•

совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка;

•

самостоятельную

деятельность

детей.

Продолжительность

непрерывной образовательной деятельности для детей:
•

от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут

•

от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные
минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации.
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует
требованиям действующих СанПиН и СП.
Занятия с детьми проводятся два раза в неделю.

20
Занятия проводятся группами по 6-10 детей.
При организации образовательной деятельности детей дошкольного
возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую
формы.
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на
результаты образовательного мониторинга.
Количество
Количество
Периодичность академических
академических
в неделю
часов в
часов в год
неделю

Возраст
детей

Время
занятий

от 5 до 6

25 мин

1

1

32

от 6 до 7

30 мин

1

1

32

Итого

55 мин

2

2

64

* Совместная деятельность проводится во вторую половину дня
Соревнования проводятся один раз в год, в мае
3.2 Календарный учебный график.
Во

время

учебного

года

вся

непосредственная

образовательная

деятельность по дополнительному образованию проводятся во второй половине
дня.
Учебный год составляет 38 недель, начинается 1 сентября и заканчивается
31 мая. С 30 декабря по 7 января в детском саду организованы каникулы.
Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30
мая.
Группа
Содержание

(старшая,
подготовительная)

Начало учебного года

01.09.2023

Конец учебного года

31.05.2024

21
Продолжительность учебного года

38 недель

Первое полугодие

18 недель

Второе полугодие

20 недель

Продолжительность учебной недели

5 дней

Продолжительность образовательной

25 мин – старшая группа

деятельности

30 мин – подготовительная

Сроки

проведения

оценки

сентябрь; май

индивидуального развития детей
Праздничный дни

04.11.2023 – 06.11.2023,
23.02.2024 -25.02.2024,
08.03.2024-10.03.2024,
28.04.2024-01.05.2024,
09.05.2024-12.05.2024.

Каникулы

30.12.2023-08.01.2024

3.3 Материально-техническое обеспечение программы
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего
дошкольного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть
яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий
набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые,
листы бумаги или блокноты.
С целью формирования элементарной ИКТ- культуры ребёнка и повышения
интереса

к

занятиям

предполагается

использование

мультимедийного

оборудования, ПК.
Оборудование кабинета:


дидактические игры для обучения игре в шахматы;



наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,

22
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);


демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами

шахматных фигур;


настольные шахматы разных видов; 

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера
(ПК, проектор, акустическая система, принтер).
4. Методическое обеспечение программы


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. №273 – ФЗ


«Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155 утверждён Министерством
образования и науки Российской Федерации от 1 .


Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые

чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней
начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;


Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]:

пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Интернет-ресурсы


Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы

онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;


Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;



Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г.
Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная
шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
2.
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И.
Г. Сухин.
— М.: Педагогика, 1991;
3.
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране
[текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
4.
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г.
Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
5.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чернобелые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и
трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное
возрождение, 1998;
6.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]:
пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение,
1999;
7.
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих [текст] / Виктор
Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
8.
Москалёв В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем
ходы, осваиваем правила игры / В.А. Москалёв – Изд. 2-е, испр. – Ростов
н/Д : Феникс, 2012.

0
Приложение 1
Дидактические игры и игровые задания
«Узнай фигуру»
Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную
фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному
указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).
«Шахматные прятки»
Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки
– название, как ходят; учить детей придумывать и отгадывать загадки.
«Шахматный теремок»
Задачи: Закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки.
Описание. Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда,
следуя сказочному сюжету, по очереди забегают шесть разных, белых фигур (от
пешки до короля). Король может забраться на «теремок» и уронить его, а
остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.
«Мешочек»
Задачи: Закрепить название шахматных фигур и их начальную позицию на
шахматной доске.
Описание. Дети по одной вынимают из мешка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Горизонталь».
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
«Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
0

1
«Диагональ».
То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить,
какая фигура спрятана.
«Угадай-ка».
Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что
это за фигура.
«Секретная фигура».
Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные
фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой
фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай».
Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая
фигура загадана.
«Что общего?».
Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на
друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая».
Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и
называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры
расставлены по росту.
«Кто сильнее?».
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее?
На сколько очков?».
«Обе армии равны».
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят
1

2
расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в
армиях учителя и ученика были равны.
«Мешочек».
Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Да или нет?».
Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!».
Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например:
«Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
«Один в поле воин».
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры;
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не
оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
2

3
«Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить
фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля».
Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя.
«Атака неприятельской фигуры».
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы
не оказаться под боем.
«Двойной удар».
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так,
чтобы не оказаться под боем.
«Взятие».
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
«Защита».
Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие
на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют
«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном
для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются
в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются
занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу
образного и логического мышления.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога
ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».