Положение о самообследовании.pdf

1

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок подготовки и организацию проведения
самообследования (далее – Положение) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 402 (далее – МБДОУ).
Положение разработано в соответствии с требованиями :
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013
года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной
организации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря
2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной
организации, подлежащей самообразованию»
- постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования».
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 402 (новой редакции), утвержденным Распоряжением Управления
образования Администрации г. Екатеринбурга от 20.11.2015 г., № 2228/46/36.
1.2. Цели самообследования:
- обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МБДОУ;
- получение объективной информации о состоянии образовательной деятельности в
МБДОУ.
1.3. Самообследование проводится МБДОУ ежегодно
1.4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
- планирование и подготовка работ по проведению самообследования МБДОУ;
- организация и проведение процедуры самообследования;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета.
1.5. Сроки, форма проведения, состав лиц, привлекаемых для его проведения,
определяются МБДОУ.
2. Планирование и подготовка работ по самообследованию МБДОУ
2.1. Самообследование проводится по решению Педагогического совета МБДОУ.
2.2. Заведующий МБДОУ издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования
и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).
2.3. Председателем Комиссии является Заведующий МБДОУ, заместителем
председателя Комиссии является заместитель заведующего по воспитательной и
методической работе.
2.4. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
- представители Совета родителей (законных представителей) воспитанников и
родительской общественности;
- члены представительных органов работников МБДОУ;
- при необходимости представители иных органов и организаций.
2.5. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит
организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
2

- за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы МБДОУ, подлежащие
изучению в процессе самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
- председателем Комиссии или уполномоченным им лицом даётся развёрнутая
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о
месте(ах) и времени, предоставления членам Комиссии необходимых документов и
материалов для подготовки к проведению самообследования, о контактных лицах;
- определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии
результатов самоообследования.
2.6. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании
определяет:
- порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками МБДОУ в ходе
самообследования;
- ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования;
- ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования МБДОУ в
виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности МБДОУ, подлежащего самообследованию.
2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения
самообследования в обязательном порядке включается:
2.7.1. Проведение оценки:
- образовательной деятельности,
- системы управления МБДОУ,
- содержания и качества подготовки воспитанников,
- организации образовательного процесса,
качества
кадрового,
учебно-методического,
библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы,
- функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- медицинского обеспечения МБДОУ, системы охраны здоровья воспитанников;
- организации питания;
2.7.2. Анализ показателей деятельности МБДОУ, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;
2.7.3. Иные вопросы по решению Педагогического совета, председателя Комиссии,
вышестоящих органов управления.
3. Организация и проведение самообследования в МБДОУ
3.1. Организация самообследования в МБДОУ осуществляется в соответствии с планом
по его проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка
включённых в план самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки образовательной деятельности:
3.3.1. Общая характеристика МБДОУ:
- полное наименование в соответствии с Уставом, адрес, год ввода в эксплуатацию, с
какого года находится на балансе учредителя, режим работы;
3

- мощность МБДОУ: плановая/фактическая;
- комплектование групп: количество групп, в них воспитанников; порядок приёма и
отчисления воспитанников, комплектования групп (книга движения воспитанников);
3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков
действия и контрольных нормативов);
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- Устав МБДОУ;
- локальные акты, определённые Уставом (соответствие перечня и содержания Уставу
учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность);
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления
муниципальным имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на
земельный участок;
- наличие санитарно - эпидемиологического заключения на образовательную
деятельность;
- договор о взаимоотношениях между МБДОУ и учредителем;
3.3.3. Информация о документации МБДОУ:
- наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативноправовых актов, регламентирующих работу МБДОУ;
- договоры МБДОУ с родителями (законными представителями);
- личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников, учёта будущих
воспитанников МБДОУ (обращения);
- Программа развития МБДОУ;
- образовательные программы МБДОУ;
- учебный план;
- годовой календарный учебный график;
- годовой план работы МБДОУ;
- рабочие программы (планы образовательной работы) МБДОУ (их соответствие
основной образовательной программе);
- расписание занятий, режим дня;
- отчёты МБДОУ, справки по проверкам, публичный доклад;
- акты готовности МБДОУ к новому учебному году;
- номенклатура дел МБДОУ;
- журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля;
- документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие
установленным требованиям;
3.3.4. Информация о документации МБДОУ, касающейся трудовых отношений:
- книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним, трудовые
книжки работников, личные дела работников;
- приказы по кадрам, книга регистрации приказов по кадрам;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
- коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
- правила внутреннего трудового распорядка;
4

- штатное расписание ДОУ (соответствие штата работников установленным
требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
- должностные инструкции работников;
- журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления МБДОУ
3.4.1. Характеристика и оценка следующих вопросов:
- характеристика сложившейся в МБДОУ системы управления;
- оценка соответствия имеющейся структуры установленным законодательством об
образовании компетенциям, а также уставным целям, задачам, и функциям МБДОУ;
- органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена
управленческая система МБДОУ;
- распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе;
- режим управления МБДОУ (в режиме функционирования, в режиме развития,
опережающее управление, проектное управление и т.п.);
- содержание протоколов органов самоуправления МБДОУ, административно-групповых
совещаний при заведующем;
- основные формы координации деятельности аппарата управления МБДОУ;
- планирование и анализ образовательной работы;
- состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы
МБДОУ, рабочих программ педагогов (планов образовательной работы), рекомендации
и их реализация;
- приоритеты развития системы управления МБДОУ;
- полнота и качество приказов руководителя по основной деятельности, по кадрам;
- порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и
интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота
обновления, принятие новых);
3.4.2. Оценка результативности и эффективности действующей в МБДОУ системы
управления, а именно:
- организация системы контроля со стороны руководства МБДОУ, ее эффективность;
понятность всем участникам образовательных отношений;
- использование современных информационно - коммуникативных технологий в
управлении МБДОУ;
- эффективность влияния системы управления на повышение качества образования;
3.4.3. Оценка обеспечения координации деятельности педагогической, медицинской,
коррекционных служб МБДОУ;
3.4.4. Оценка организации взаимодействия семьи и МБДОУ:
- организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о
правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности
родителей (законных представителей) в сфере образования;
- наличие, качество и реализация планов работы Родительского комитета; общих и
групповых родительских собраний, консультативного пункта для родителей;
- обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
- содержание и организация работы сайта МБДОУ;

5

3.4.6. Оценка организации работы по предоставлению льгот, компенсационных выплат
(наличие нормативной базы; количество льготников; соблюдение законодательных
норм).
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников:
3.5.1. Анализируются и оцениваются:
- Программа развития МБДОУ;
- образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ:
аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и
приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса;
прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных
программ;
- рабочие программы по дополнительному образованию, их соответствие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- механизмы определения списка методических пособий, материалов в соответствии с
ФГОС, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном
процессе;
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
- даётся характеристика системы воспитательной работы МБДОУ;
- мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса,
проводимые МБДОУ совместно с социальными партнерами (в том числе учреждениями
культуры);
- создание развивающей среды в МБДОУ: наличие игровых центров и центров природы
в соответствии с требованиями программы воспитания;
- обеспеченность игрушками, дидактическим материалом;
- наличие специализированно оборудованных помещений, соответствие требованиям
СанПиН музыкально-спортивного зала, спортивной площадки, групповых участков:
физкультурной площадки, клумбы; зелёных насаждений; состояние групповых
площадок, игрового оборудования;
- результативность системы воспитательной работы;
3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том
числе:
- программы дополнительного образования;
- наличие необходимых условий, материально-технического, программно методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного
образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
- охват воспитанников дополнительным образованием;
- анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных
отношений о деятельности дошкольной образовательной организации, в том числе:
- изучение мнения участников образовательных отношений о МБДОУ, указать источник
знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных
представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц;

6

- анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие)
для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений,
периодичность использования таких методов;
- применение для получения обратной связи таких форм как интервьюирование,
«горячая линия», анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки и
уровне развития воспитанников, условиях обучения и т.д.;
- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных
отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе:
- число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным
полностью или частично (необходимо указать, с чем конкретно не справляются
воспитанники);
- достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем;
- достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
- результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и
оцениваются:
- учебный план МБДОУ, его структура, характеристика; механизмы составления
учебного плана; выполнение;
- анализ нагрузки воспитанников;
- годовой календарный учебный график учреждения;
- расписание занятий;
- анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные
потребности;
- соблюдение принципа преемственности обучения, сведения о наполняемости групп;
- организация обучения по программам, специального (коррекционного) обучения;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию
познавательной активности и интересов воспитанников;
- создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт
возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
- профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих
высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования;
- количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной
категорией, не имеющих квалификационной категории;
- стаж работы;
- своевременность прохождения повышения квалификации;
- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих
государственные и отраслевые награды;
- доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
- доля педагогических работников, имеющих базовое образование;
- возрастной ценз педагогических работников;
- движение кадров за последние пять лет;
- творческие достижения педагогов;
7

- система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических
работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства;
- укомплектованность ДОУ кадрами;
- потребность в кадрах;
- порядок установления заработной платы работников МБДОУ, в т. ч. надбавок к
должностным окладам, порядка и размеров их премирования, стимулирующих выплат;
заработная плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты
труда;
- состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные
документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
3.8. При проведении оценки качества учебно - методического обеспечения
анализируется и оценивается:
- система методической работы МБДОУ;
- оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед
МБДОУ, в том числе в образовательной программе;
- вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством
МБДОУ, Педагогическим советом;
- формы организации методической работы;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников;
- работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в МБДОУ публикаций методического характера, материалов с обобщением
опыта работы лучших педагогических работников;
- оценка состояния в МБДОУ документации, регламентирующей методическую работу, и
качества методической работы, пути ее совершенствования;
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч.
дистанционных;
3.9. При проведении оценки качества информационного обеспечения анализируется
и оценивается:
- обеспеченность учебной, учебно - методической и художественной литературой;
- объем фонда методической, художественной литературы, пополнение и обновление
фонда;
- обеспечено ли МБДОУ современной информационной базой (локальная сеть, выход в
Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и
т.д.);
- рациональность использования книжного фонда;
- востребованность информационной базы;
- наличие сайта МБДОУ (соответствие установленным требованиям, порядок работы с
сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум;
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности МБДОУ для
заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте МБДОУ,
информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.);
3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы
анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
- уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
8

- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного воспитанника;
- площади, используемые для образовательного процесса;
- сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
- сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
- сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой.
- данные о поведении ремонтных работ в МБДОУ (сколько запланировано и освоено
бюджетных (внебюджетных) средств);
- сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении образовательного процесса;
- меры по обеспечению развития материально-технической базы;
- мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том
числе:
- наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной
кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими
организациями;
- акты о состоянии пожарной безопасности;
- проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории МБДОУ, в том числе:
- состояние ограждения и освещение участка;
- наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к
МБДОУ;
- оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника.
3.11. При оценке качества медицинского обеспечения дошкольной образовательной
организации, системы охраны здоровья воспитанников анализируется и
оценивается:
- медицинское обслуживание, условия для лечебно - оздоровительной работы (наличие
лицензированного медицинского кабинета; договор с лечебно-профилактическим
учреждением о порядке медицинского обслуживания воспитанников и сотрудников);
- наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН;
- регулярность прохождения сотрудниками МБДОУ медицинских осмотров;
- выполнение норматива наполняемости;
- анализ заболеваемости воспитанников;
- сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
- выполнение предписаний надзорных органов;
- соблюдение санитарно - гигиенического режима (состояние помещений, режим
проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.);
- защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и
укрепления здоровья воспитанников;
- сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм и
представленных в нём занятий, обеспечивающих смену характера деятельности
воспитанников;
- соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования;
- использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности;
- система работы по воспитанию здорового образа жизни;
9

- динамика распределения воспитанников по группам здоровья;
- понимание и соблюдение воспитанниками здорового образа жизни (наличие
мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков
здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию);
- объекты физической культуры - собственные (крытые, открытые), какова их площадь,
использование в соответствии с расписанием;
- состояние службы психолого - педагогического сопровождения в ДОУ;
- мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у
воспитанников.
3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:
- работа администрации по контролю качества приготовления пищи;
- договоры с торгующими организациями о порядке доставки продуктов питания,
реквизиты правомочных документов;
качество
питания:
калорийность,
сбалансированность
(соотношение
белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента
продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб
(48 часовое); объём порций; соблюдение питьевого режима;
- наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие
графика получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и
готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых
продуктов, норм питания;
- создание условий соблюдения правил охраны труда и техники безопасности на
пищеблоке;
- выполнение предписаний надзорных органов.
3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки
качества образования:
3.13.1. Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в
соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа
2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
3.13.2. Анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы
оценки качества образования;
- наличие ответственного лица – представителя руководства МБДОУ ответственного за
организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- план работы МБДОУ по обеспечению функционирования внутренней системы оценки
качества образования и его выполнение;
- информированность участников образовательных отношений о функционировании
внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ;
- проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
3.14. Анализ показателей деятельности МБДОУ, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
10

Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями,
установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
4. Обобщение полученных результатов и формирование отчета
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу,
ответственному за свод и оформление результатов самообследования МБДОУ, не
позднее, чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов
самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования МБДОУ,
обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения,
подлежащего самообследованию.
4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит
предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются
мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и
предложения по итогам самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и
замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного
рассмотрения Отчёта.
4.5. Отчет по самообследованию за предшествующий год, подписанный заведующим
МБДОУ и заверенный печатью, публикуется в сети Интернет на сайте МБДОУ не
позднее 20 апреля текущего года.
5. Ответственность
5.1. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе,
педагогические работники МБДОУ несут ответственность за выполнение данного
Положения в соответствии требованиями законодательства.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является
заведующий МБДОУ и уполномоченное им лицо.

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».