1 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение определяет порядок подготовки и организацию проведения самообследования (далее – Положение) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 402 (далее – МБДОУ). Положение разработано в соответствии с требованиями : - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообразованию» - постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». - Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 402 (новой редакции), утвержденным Распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга от 20.11.2015 г., № 2228/46/36. 1.2. Цели самообследования: - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МБДОУ; - получение объективной информации о состоянии образовательной деятельности в МБДОУ. 1.3. Самообследование проводится МБДОУ ежегодно 1.4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: - планирование и подготовка работ по проведению самообследования МБДОУ; - организация и проведение процедуры самообследования; - обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета. 1.5. Сроки, форма проведения, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются МБДОУ. 2. Планирование и подготовка работ по самообследованию МБДОУ 2.1. Самообследование проводится по решению Педагогического совета МБДОУ. 2.2. Заведующий МБДОУ издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии). 2.3. Председателем Комиссии является Заведующий МБДОУ, заместителем председателя Комиссии является заместитель заведующего по воспитательной и методической работе. 2.4. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются: - представители Совета родителей (законных представителей) воспитанников и родительской общественности; - члены представительных органов работников МБДОУ; - при необходимости представители иных органов и организаций. 2.5. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором: - рассматривается и утверждается план проведения самообследования; 2 - за каждым членом Комиссии закрепляются направления работы МБДОУ, подлежащие изучению в процессе самообследования; - уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования; - председателем Комиссии или уполномоченным им лицом даётся развёрнутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени, предоставления членам Комиссии необходимых документов и материалов для подготовки к проведению самообследования, о контактных лицах; - определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самоообследования. 2.6. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании определяет: - порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками МБДОУ в ходе самообследования; - ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать координацию работы по направлениям самообследования; - ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования МБДОУ в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности МБДОУ, подлежащего самообследованию. 2.7. При подготовке к проведению самообследования в план проведения самообследования в обязательном порядке включается: 2.7.1. Проведение оценки: - образовательной деятельности, - системы управления МБДОУ, - содержания и качества подготовки воспитанников, - организации образовательного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, - функционирования внутренней системы оценки качества образования; - медицинского обеспечения МБДОУ, системы охраны здоровья воспитанников; - организации питания; 2.7.2. Анализ показателей деятельности МБДОУ, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 2.7.3. Иные вопросы по решению Педагогического совета, председателя Комиссии, вышестоящих органов управления. 3. Организация и проведение самообследования в МБДОУ 3.1. Организация самообследования в МБДОУ осуществляется в соответствии с планом по его проведению, принимаемом решением Комиссии. 3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка включённых в план самообследования направлений и вопросов. 3.3. При проведении оценки образовательной деятельности: 3.3.1. Общая характеристика МБДОУ: - полное наименование в соответствии с Уставом, адрес, год ввода в эксплуатацию, с какого года находится на балансе учредителя, режим работы; 3 - мощность МБДОУ: плановая/фактическая; - комплектование групп: количество групп, в них воспитанников; порядок приёма и отчисления воспитанников, комплектования групп (книга движения воспитанников); 3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов: - лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков действия и контрольных нормативов); - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; - Устав МБДОУ; - локальные акты, определённые Уставом (соответствие перечня и содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность); - свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом; - свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок; - наличие санитарно - эпидемиологического заключения на образовательную деятельность; - договор о взаимоотношениях между МБДОУ и учредителем; 3.3.3. Информация о документации МБДОУ: - наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативноправовых актов, регламентирующих работу МБДОУ; - договоры МБДОУ с родителями (законными представителями); - личные дела воспитанников, Книги движения воспитанников, учёта будущих воспитанников МБДОУ (обращения); - Программа развития МБДОУ; - образовательные программы МБДОУ; - учебный план; - годовой календарный учебный график; - годовой план работы МБДОУ; - рабочие программы (планы образовательной работы) МБДОУ (их соответствие основной образовательной программе); - расписание занятий, режим дня; - отчёты МБДОУ, справки по проверкам, публичный доклад; - акты готовности МБДОУ к новому учебному году; - номенклатура дел МБДОУ; - журнал учета проверок должностными лицами органов государственного контроля; - документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие установленным требованиям; 3.3.4. Информация о документации МБДОУ, касающейся трудовых отношений: - книги учёта личного состава, движения трудовых книжек и вкладышей к ним, трудовые книжки работников, личные дела работников; - приказы по кадрам, книга регистрации приказов по кадрам; - трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым договорам; - коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору); - правила внутреннего трудового распорядка; 4 - штатное расписание ДОУ (соответствие штата работников установленным требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом); - должностные инструкции работников; - журналы проведения инструктажа. 3.4. При проведении оценки системы управления МБДОУ 3.4.1. Характеристика и оценка следующих вопросов: - характеристика сложившейся в МБДОУ системы управления; - оценка соответствия имеющейся структуры установленным законодательством об образовании компетенциям, а также уставным целям, задачам, и функциям МБДОУ; - органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена управленческая система МБДОУ; - распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе; - режим управления МБДОУ (в режиме функционирования, в режиме развития, опережающее управление, проектное управление и т.п.); - содержание протоколов органов самоуправления МБДОУ, административно-групповых совещаний при заведующем; - основные формы координации деятельности аппарата управления МБДОУ; - планирование и анализ образовательной работы; - состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы МБДОУ, рабочих программ педагогов (планов образовательной работы), рекомендации и их реализация; - приоритеты развития системы управления МБДОУ; - полнота и качество приказов руководителя по основной деятельности, по кадрам; - порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота обновления, принятие новых); 3.4.2. Оценка результативности и эффективности действующей в МБДОУ системы управления, а именно: - организация системы контроля со стороны руководства МБДОУ, ее эффективность; понятность всем участникам образовательных отношений; - использование современных информационно - коммуникативных технологий в управлении МБДОУ; - эффективность влияния системы управления на повышение качества образования; 3.4.3. Оценка обеспечения координации деятельности педагогической, медицинской, коррекционных служб МБДОУ; 3.4.4. Оценка организации взаимодействия семьи и МБДОУ: - организация информирования родителей (законных представителей) воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования; - наличие, качество и реализация планов работы Родительского комитета; общих и групповых родительских собраний, консультативного пункта для родителей; - обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных нормативных документов; - содержание и организация работы сайта МБДОУ; 5 3.4.6. Оценка организации работы по предоставлению льгот, компенсационных выплат (наличие нормативной базы; количество льготников; соблюдение законодательных норм). 3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников: 3.5.1. Анализируются и оцениваются: - Программа развития МБДОУ; - образовательные программы; характеристика, структура образовательных программ: аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса; прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных программ; - рабочие программы по дополнительному образованию, их соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - механизмы определения списка методических пособий, материалов в соответствии с ФГОС, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе; 3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе: - даётся характеристика системы воспитательной работы МБДОУ; - мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса, проводимые МБДОУ совместно с социальными партнерами (в том числе учреждениями культуры); - создание развивающей среды в МБДОУ: наличие игровых центров и центров природы в соответствии с требованиями программы воспитания; - обеспеченность игрушками, дидактическим материалом; - наличие специализированно оборудованных помещений, соответствие требованиям СанПиН музыкально-спортивного зала, спортивной площадки, групповых участков: физкультурной площадки, клумбы; зелёных насаждений; состояние групповых площадок, игрового оборудования; - результативность системы воспитательной работы; 3.5.3. Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе: - программы дополнительного образования; - наличие необходимых условий, материально-технического, программно методического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного образования; - направленность реализуемых программ дополнительного образования детей; - охват воспитанников дополнительным образованием; - анализ эффективности реализации программ дополнительного образования; 3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений о деятельности дошкольной образовательной организации, в том числе: - изучение мнения участников образовательных отношений о МБДОУ, указать источник знаний о них; - анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц; 6 - анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование, другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений, периодичность использования таких методов; - применение для получения обратной связи таких форм как интервьюирование, «горячая линия», анализ полученных таким образом сведений о качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условиях обучения и т.д.; - меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных отношений и оценка эффективности подобных мер; 3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том числе: - число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным полностью или частично (необходимо указать, с чем конкретно не справляются воспитанники); - достижения воспитанников по сравнению с их первоначальным уровнем; - достижение целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; - результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития воспитанников. 3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и оцениваются: - учебный план МБДОУ, его структура, характеристика; механизмы составления учебного плана; выполнение; - анализ нагрузки воспитанников; - годовой календарный учебный график учреждения; - расписание занятий; - анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности; - соблюдение принципа преемственности обучения, сведения о наполняемости групп; - организация обучения по программам, специального (коррекционного) обучения; - деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов воспитанников; - создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников. 3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и оценивается: - профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников, имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического образования; - количество педагогических работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории; - стаж работы; - своевременность прохождения повышения квалификации; - количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих государственные и отраслевые награды; - доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе; - доля педагогических работников, имеющих базовое образование; - возрастной ценз педагогических работников; - движение кадров за последние пять лет; - творческие достижения педагогов; 7 - система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и ее результативность; формы повышения профессионального мастерства; - укомплектованность ДОУ кадрами; - потребность в кадрах; - порядок установления заработной платы работников МБДОУ, в т. ч. надбавок к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, стимулирующих выплат; заработная плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда; - состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках. 3.8. При проведении оценки качества учебно - методического обеспечения анализируется и оценивается: - система методической работы МБДОУ; - оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед МБДОУ, в том числе в образовательной программе; - вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством МБДОУ, Педагогическим советом; - формы организации методической работы; - влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост методического мастерства педагогических работников; - работа по обобщению и распространению передового опыта; - наличие в МБДОУ публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта работы лучших педагогических работников; - оценка состояния в МБДОУ документации, регламентирующей методическую работу, и качества методической работы, пути ее совершенствования; - использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч. дистанционных; 3.9. При проведении оценки качества информационного обеспечения анализируется и оценивается: - обеспеченность учебной, учебно - методической и художественной литературой; - объем фонда методической, художественной литературы, пополнение и обновление фонда; - обеспечено ли МБДОУ современной информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека, электронные учебники и т.д.); - рациональность использования книжного фонда; - востребованность информационной базы; - наличие сайта МБДОУ (соответствие установленным требованиям, порядок работы с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум; - обеспечение открытости и доступности информации о деятельности МБДОУ для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте МБДОУ, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.); 3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и оценивается: 3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе: - уровень социально-психологической комфортности образовательной среды; 8 - соответствие лицензионному нормативу по площади на одного воспитанника; - площади, используемые для образовательного процесса; - сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь; - сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д; - сведения об обеспечение мебелью, инвентарём, посудой. - данные о поведении ремонтных работ в МБДОУ (сколько запланировано и освоено бюджетных (внебюджетных) средств); - сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении образовательного процесса; - меры по обеспечению развития материально-технической базы; - мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов. 3.10.2.Соблюдение мер противопожарной и антитеррористической безопасности, в том числе: - наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения, тревожной кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание с соответствующими организациями; - акты о состоянии пожарной безопасности; - проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности. 3.10.3. Состояние территории МБДОУ, в том числе: - состояние ограждения и освещение участка; - наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к МБДОУ; - оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника. 3.11. При оценке качества медицинского обеспечения дошкольной образовательной организации, системы охраны здоровья воспитанников анализируется и оценивается: - медицинское обслуживание, условия для лечебно - оздоровительной работы (наличие лицензированного медицинского кабинета; договор с лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания воспитанников и сотрудников); - наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН; - регулярность прохождения сотрудниками МБДОУ медицинских осмотров; - выполнение норматива наполняемости; - анализ заболеваемости воспитанников; - сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников; - выполнение предписаний надзорных органов; - соблюдение санитарно - гигиенического режима (состояние помещений, режим проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.); - защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников; - сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм и представленных в нём занятий, обеспечивающих смену характера деятельности воспитанников; - соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования; - использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности; - система работы по воспитанию здорового образа жизни; 9 - динамика распределения воспитанников по группам здоровья; - понимание и соблюдение воспитанниками здорового образа жизни (наличие мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию); - объекты физической культуры - собственные (крытые, открытые), какова их площадь, использование в соответствии с расписанием; - состояние службы психолого - педагогического сопровождения в ДОУ; - мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок у воспитанников. 3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается: - работа администрации по контролю качества приготовления пищи; - договоры с торгующими организациями о порядке доставки продуктов питания, реквизиты правомочных документов; качество питания: калорийность, сбалансированность (соотношение белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение проб (48 часовое); объём порций; соблюдение питьевого режима; - наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие графика получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания; - создание условий соблюдения правил охраны труда и техники безопасности на пищеблоке; - выполнение предписаний надзорных органов. 3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества образования: 3.13.1. Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; 3.13.2. Анализируется и оценивается: - наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования; - наличие ответственного лица – представителя руководства МБДОУ ответственного за организацию функционирования внутренней системы оценки качества образования; - план работы МБДОУ по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования и его выполнение; - информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ; - проводимые мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования; - проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования. 3.14. Анализ показателей деятельности МБДОУ, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 10 Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 4. Обобщение полученных результатов и формирование отчета 4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся лицу, ответственному за свод и оформление результатов самообследования МБДОУ, не позднее, чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования. 4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования МБДОУ, обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения, подлежащего самообследованию. 4.3. Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит предварительное рассмотрение Отчёта: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения по итогам самообследования. 4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и замечаний по Отчёту председатель Комиссии назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта. 4.5. Отчет по самообследованию за предшествующий год, подписанный заведующим МБДОУ и заверенный печатью, публикуется в сети Интернет на сайте МБДОУ не позднее 20 апреля текущего года. 5. Ответственность 5.1. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, педагогические работники МБДОУ несут ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями законодательства. 5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является заведующий МБДОУ и уполномоченное им лицо. 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)