Музей "Мифы и сказки народов Урала"

Мы назвали наш музей «Мифы и сказки народов Урала». Рассказ об экспонатах музея ведётся от лица бабушки Агафьи, которая знает много сказок и готова поделиться ими с ребятами. Присутствие сказочного героя в музее настраивает детей на активное участие, повышает любознательность и желание узнать новые истории и сказки.

Тема нашего музея «Сказки, предания, мифы и легенды народов Урала». Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов: русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, ханты с их национальными обычаями, природой края.

В экспозиции выставки присутствуют фигурки героев сказок,  сделанные из глины, поделки и иллюстрации детей и родителей, куклы в национальных костюмах, изготовленные руками педагогов и родителей. Размещены ценные книги и сказки с рассказами истории создания Урала. Цель выставки: способствовать приобщению детей старшего дошкольного возраста к сказкам и мифам народов Урала.

Задачи выставки:

1. Ознакомить детей с характерными особенностями народной культуры Урала: устным народным творчеством - сказками.

2. Сформировать и развить элементарные представления у детей о художественной картине мира на примерах народов Урала, ценностного отношения к традиционной культуре своего края.

3. Обеспечить развитие у ребенка дошкольного возраста основ художественного восприятия национальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, средства реализовать себя в окружающем мире.

Наша выставка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

В древние времена народы, жившие на Урале, так же как и современные люди пытались осмыслить и понять, откуда появилась Земля, животные и растения, как произошли люди, как они научились сосуществовать на этой земле, строить жилища. Делать одежду и обувь. Поиск ответов на эти и многие другие вопросы, собственно и делал людей людьми, подталкивая их к творчеству, ведь найденные ответы надо было передать детям и внукам, для чего приходилось запечатлевать их посредством рассказов, песен и сказок, рисунков. Так и создавалась литература и искусство.

          Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку, как образовательный  и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов: русских, башкир, татар, манси, ханты с их национальными обычаями, природой края. Так же как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, её народу, верой в торжество победы добра над злом.

          Основным источником по теме «Сказки, предания, мифы и легенды народов Урала, является концепция программы Толстиковой О. В. « Мы живём на Урале», в так же хрестоматия для дошкольников Толстиковой О. В.

Так же по вопросам теории и практики этнопедагогического воспитания детей, мы  нашли ответы в ставших классическими работах И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого.

          Труды А. М. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматривают вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывают, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественноисторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.  Работы известных педагогов и психологов доказывают необходимость знакомить детей с народными сказками, используя при этом деятельный подход, когда дети принимают в этом активное участие. При создании музея много полезной  информации почерпнули из книги Н. А. Рыжовой «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».

          Предметный ряд выставки формировался в основном из скульптур героев сказок и мифов. Это персонажи сказок Мамина – Сибиряка. Фигурки главных героев сказок П. П. Бажова, а также скульптуры к сказкам и мифам народа Урала. В нашем музее хранятся работы детей и родителей по этим сказкам. Куклы в национальных одеждах. На будущее мы планируем расширить наш музей и пополнить его фигурками из глины по мотивам народных сказок, изготовить театральные куклы в национальных одеждах для показа спектаклей детям при посещении музея.Хочу такой сайт

          Посещение музея начинается со знакомством карты Урала, где размещены картинки героев различных сказов по месту нахождения их территории, дети знакомятся со сказкой, национальностью и местом проживания. Прежде знакомят с Уральскими горами, показывают на них картинку большой змеи, рассказывают легенды образования этих гор. Знакомят со сказкой   П. Бажова о «Великом полозе», проводятся игры и продуктивная деятельность с детьми. Каждое посещение музея начинается с картинки на карте, рассказывается сказка, затем проводится непосредственная деятельность детей с педагогом. В дальнейшем на карте будут появляться новые картинки  с героями других сказок.

          Наша выставка занимает часть группы, экспонаты расположены на полках, столах, занимающих различное положение в пространстве, изготовлен макет пещеры хозяйки медной горы, расположение полок устроено так, чтобы дети могли подойти, рассмотреть, взять в руки разыграть сказку.

          Мы уже не первый год активно занимаемся изучением творчества наших уральских писателей и знакомством со сказками народов Урала. У нас уже накопились материалы по этим сказкам. После посещения музея Мамина - Сибиряка дети загорелись желанием создать тоже музей в нашей группе.

У нас уже были сделаны фигурки из глины. Поэтому мы решили создать музей на тему: «Сказки, предания, мифы и легенды народов Урала».

1.    Собрание с родителями. Где обсудили необходимость, создания такого музея, определили цели и задачи, источники формирования предметного ряда и родительскую помощь в оформлении выставки.

2.    Педагогический совет с педагогами, на котором обсудили важность этой темы, где приняли решение,  расширить музей тем, что в каждой группе будет создан уголок по знакомству с уральской культурой,

3.    Посещение дома народного творчества «Гамаюн».

4.    Изучение специальной литературы по знакомству с культурой Урала.

5.    Наметили предметный ряд выставки

6.    Сбор материалов и оформление выставки.

В создании выставки принимали активное участие дети, родители и педагоги. У нас появился музей, в котором мы можем проводить экскурсии и занятия не только для детей своей группы, но для всех воспитанников старшего возраста нашего детского сада.

          На будущее мы планируем расширить наш музей и пополнить его фигурками из глины по мотивам народных сказок, изготовить театральные куклы в национальных одеждах для показа спектаклей детям при посещении музея. А также создать картотеку подвижных  игр народов Урала, изготовить к ним атрибуты, разработать дидактические игры по теме музея. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».